В Третьяковской галерее открылась выставка "Православные древности Серпуховского края"
Серпухов разыграл «Золотую карту России». Третьяковская галерея продолжает проект, который знакомит москвичей с коллекциями региональных музеев. 38-я по счету выставка – «Православные древности Серпуховского края» – представляет наиболее ценные экспонаты из фонда историко-художественного музея Серпухова, который называют жемчужиной Подмосковья. В экспозиции представлено около 70 уникальных икон. Рассказывают «Новости культуры».
Почти каждый классический музей России в коллекции живописи имеет древнерусские иконы. Но не многие могут похвастаться таким масштабным и разнообразным собранием, как музей Серпухова.
«Здесь большая часть старообрядческих икон – это отличительная особенность этой коллекции», – поясняет директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Ведь многие из этих икон в конце XIX века собрала купчиха Анна Мараева. Известная не только своей ткацкой мануфактурой, но и чинностью староверки. Доходы от торговли ситцем позволяли покупать ей эти старинные образа. Редкое для Подмосковья изображение преподобного Александра Свирского – очень почитаемого старообрядцами – фабрикантша явно целенаправленно закупала у антикваров. Удивительно, что пальцы святого сложены в неприемлемое для староверов троеперстие. Но вот великомученица Параскева Пятница благословляет уже двумя перстами. Не только эта деталь интересна здесь.
«Иконописец как-то лично воспринял историю страданий святой мученицы, – говорит старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Иван Волков. – Он что сделал? Он сцену наказаний её мучителей сделал не в одно клеймо, а уместил, целых в три».
Искать и рассматривать детали на этих раритетных иконах – можно долго. Здесь спрятаны мотивы из апокрифов и фольклора. Входящего в Иерусалим Иисуса встречают не с пальмами, а с красными веточками вербы. А рядом с образом Богородицы Беседной стоит простой строитель, с заткнутым за пояс топориком. Особенно написана и эта Богоматерь Толгская.
«Обычный иконографический извод – это просто изображение самой Богоматери, – поясняет заведующая выставочным отделом Государственной Третьяковской галереи Нина Дивова. – А в данном случае здесь внизу изограф изобразил реку Толгу».
Когда написана, подарена или приобретена та или иная икона? Подробно зафиксировано монахами в специальные, часто иллюстрированные как эта – Вкладные книги. Ещё один источник этой коллекции – основные Серпуховские монастыри – Владычный и Высоцкий. В ризницу последнего Патриарх Филарет отдал когда-то этот деревянный резной крест с Афона. Он получил его в обмен на милостыню для греческих клириков. Сотрудники музея из Серпухова с радостью отмечают: в роскошной подаче Третьяковской галереи их древнерусские сокровища выглядят по-настоящему уникальными.
Новости культуры