Прощай, ХХ век! Премьера авторской программы Игоря Золотусского

16 апреля 2013 16:34
22 - 25 апреля в вечернем эфире телеканала «Россия К» – премьера авторской программы Игоря Золотусского «Прощай, ХХ век!». Известный историк литературы, писатель и литературный критик Игорь Золотусский – свидетель и участник многих ключевых событий ХХ века, происходивших в России. Программа «Прощай, ХХ век!» – попытка осмыслить, понять, прочувствовать это время через судьбы выдающихся людей, которые были современниками Золотусского.

22 - 25 апреля в вечернем эфире телеканала «Россия К» премьера авторской программы Игоря Золотусского «Прощай, ХХ век!».

Известный историк литературы, писатель и литературный критик Игорь Золотусский – свидетель и участник многих ключевых событий ХХ века, происходивших в России. Программа «Прощай, ХХ век!» – попытка осмыслить, понять, прочувствовать это время через судьбы выдающихся людей, которые были современниками Золотусского. Это писатели Константин Симонов, Александр Солженицын, Василь Быков, Федор Абрамов. У телезрителей есть уникальная возможность вместе с автором программы раскрыть драматические моменты судеб этих писателей, услышать истории, «ударившие по памяти и сердцу», ставшие основой их великих произведений.

Воспоминания Игоря Золотусского, моменты личного общения с писателями, переписка, неизвестные факты биографии, уникальные кадры хроники по-новому рисуют портреты этих людей на фоне советской эпохи, но и сама эпоха предстает перед нами по-новому.

«Поезд времени уносит нас все дальше и дальше от прошлого, – размышляет Игорь Золотусский. – Вот за окном остался ХХ век, скрылся за хвостовым вагоном. Я вижу этот век не только через стекло, отражающее мою жизнь, но и жизнь многих людей, с которыми столкнула меня судьба, людей, определявших лицо той эпохи. Это было время великих контрастов, это было время масштаба, время личностей, время последних вспышек романтизма. Я думаю, что мы виноваты перед ХХ веком. Мы слишком часто говорим о нем дурно. Говорим, что он ломал людей, что ничего доброго о нем вспомнить нельзя – это неправда! Даже вспоминая близких – отцов, старших братьев, матерей – мы можем поклониться им за это, спасибо за то, что вы были. ХХ век – это время моего рождения, появления на свет моих детей, моих книг. Я очевидец событий, происходивших в этом веке. И мои показания, если можно так выразиться, на суде истории – это показания свидетеля, очевидца и участника жизни этого века. Я вспоминаю улицы Москвы в январе 2000 года. На рекламных щитах всего три слова – «Прощай, ХХ век» – без восклицательного знака и без сожаления... Сегодня, спустя годы, мы могли бы повторить эти слова. Но помня при этом, что в русском языке «прощай» означает не только расставание, но и призыв к прощению…».

Первый фильм (22 апреля, 20:40) посвящен Константину Симонову, чье стихотворение«Жди меня» стало во время Великой Отечественной войны солдатской молитвой.«Константин Симонов – самый знаменитый писатель моего детства, – говорит Золотусский. – Мое детство и юность прошли под знаком того, что Симонов существовал всегда. Он существовал везде: в эфире, в кино, в газетах, в своих книгах. Война была для него святое. Он всегда возвращался к ней, как к лучшей поре своей жизни. А судьба помогала, ведь он вернулся с войны без единого ранения, он вернулся с нее молодой и красивый, ему было 30 лет. Война была самым чистым моментом его жизни, и, может быть, в его сознании оправдывающей все, что происходило после нее. Сыну княжны и генерал-лейтенанта царской армии, ему было о чем молчать, уметь приспосабливаться к настроению вождя, который его отметил шестью сталинскими премиями…».

Второй фильм (23 апреля, 20:40) рассказывает об Александре Солженицыне, человеке, открыто объявившем войну советскому режиму.«Я вспомнил свое впечатление, когда я впервые прочитал Солженицына в журнале «Новый мир» за 1962-й год. Это была повесть «Один день Ивана Денисовича», – рассказывает Золотусский – Ни я, ни другие не подозревали тогда, что Солженицын как бы столкнул с рельсов состав, который прирос к этим рельсам навечно, и он пошел под гору. Солженицын на самом деле на каком-то отрезке времени делал историю. Он переделал сознание очень многих людей. Исключительность и единственность того, что говорил Солженицын, с одной стороны, поднимало его на пьедестал, а с другой, создавало обстановку драмы, одиночества, в котором он работал. Он был один. И поэтому каждое слово, которое он произносил печатно, устно воспринималось как абсолютная истина. И это была драма. Потому что не могло быть в России человека, который знает абсолютную истину. Это влияло и на самого Солженицына. Ему казалось, что иного мнения быть не может. И это – безусловная драма, драма его жизни, даже когда он еще находился в Советском Союзе, не за границами нашей страны…».

Третий фильм (24 апреля, 20:40) повествует о блистательной и трагической судьбе Василя Быкова,писателя-фронтовика, чьи повести о войне читались как откровение, но и подвергались жестким нападкам официальной критики. «Василь Быков – один из самых знаменитых писателей ХХ века и один из самых почитаемых мною людей, – утверждает Золотусский. – Быков писал не о войне, он писал о жизни, о человеке. И Быкова мучал вопрос, может ли человек оправдать войной какие-то отклонения от совести, предательство, отступление от своих убеждений?». Телезрители увидят редкую запись выступления самого Василя Быкова: «Настоящий солдат не тот, кто не боится, а тот, кто победил свой страх, который сделал подвиг через страх, наверное, в этом есть вершина преодоления и самое сложное в человеческой натуре, и самое важное в искусстве и литературе…».

В четвертом фильме (25 апреля, 20:40) речь пойдет о «певце русского крестьянства» Федоре Абрамове. Его романы и повести, публицистические работы правдивы, чисты и бескомпромиссны. Таким же искренним, страстным, порой неистовым человеком был и сам автор. «В его произведениях как в капле воды отражается солнце, вся крестьянская жизнь – и возвращение стада с пастбища, и крики гусей, и блеяние коз, и даже всплеск рыбы в воде, в реке – то есть, весь огромный крестьянский мир, который был миром и самого Федора Абрамова», – считает Игорь Золотусский.

Пресс-служба канала «Культура»