В Театре Маяковского репетируют "Врага народа"
В Театре имени Маяковского 27 апреля появится собственный "Враг народа". У драмы Генрика Ибсена, написанной 130 лет назад, богатая сценическая история. В середине прошлого века "Враг народа", адаптированный Артуром Миллером, с успехом шел на Бродвее. Для Маяковки текст Ибсена осовременила драматург Саша Денисова – по примеру норвежских театров, где национального классика редко ставят в оригинале. Но тема пьесы – экологическая катастрофа, с которой борется герой-одиночка, – актуальна и без адаптаций. Рассказывают "Новости культуры".
Связь по скайпу, призывы активистов в сети, блоги волонтеров – теперь так функционирует мир экологической драмы Генрика Ибсена. Ее суть, канву оставили, героев сделали нашими современниками. Они трубят в Фейсбуке (запрещена в РФ) о вырубке леса и незаконно проложенной трассе. Виртуозно переписывая пьесу на новый лад, драматург и режиссер проблемы искали в реальности. Не раз специально встречались с экологами.
"Много вошло не напрямую в этот спектакль. Например, есть кожевенный завод у Ибсена. Мы изучали как раз кожевенные заводы, которые сбрасывают сточные воды совершенно безнаказанно, об этом пишут годами, и ничего не происходит", – говорит драматург Саша Денисова.
Здесь с ног на голову переворачивает стабильную жизнь "курорта федерального значения" доктор Стокман. Он обнаруживает, что вода отравлена. Пытается убедить город закрыть водолечебницу. Но проще, оказывается, закрыть на это глаза, когда выясняется, во сколько миллиардов это обойдется. И вот, подобно Чацкому, он уже слывет сумасшедшим. А жена просит его "стать как все", как в "Том самом Мюнхгаузене". Но ибсеновский "враг народа" будет верен себе до последнего.
Алексей Фатеев хоть и играет современного доктора, уверен – таких людей дела, а не демагогов, сегодня мало. Как ему нравится его герой, отвечает сразу: "Замечательно, молодец! Дон Кихот сегодняшний. Понимаете, в меру сумасшедший, хотя нет, не в меру. Если бы была мера, он бы, наверное, подумал о семье, о жене, ждущей ребенка, о дочери, а здесь человек с обостренным чувством правды, совести, долга, верен клятве Гиппократа".
В помощь герою дали его дочь Петру – двадцатилетнюю активистку. Столь же неравнодушная, она ведет блог об экологии.
Смогут ли герои в этой версии справиться не только с зараженной водой, но и с прогнившим насквозь обществом? И какой ценой? Постановщики искали ответ долго, но настроя оптимистичного не растеряли.
"У нас нет беспросветности и безысходности. Есть у нас такая надежда, что его дело подхватят люди или как-то услышат его голос", – говорит режиссер Никита Кобелев.
Они делают ставку на новое поколение, которое не боится выходить на улицы. Эта надежда на социальную активность меняет ибсеновский финал и подвергает сомнению его главную мысль о том, что "самый сильный человек на свете – это тот, кто наиболее одинок!".
Новости культуры