"Пергамский алтарь" ожил в пластике
"Пергамский алтарь" или алтарь Зевса обрел вторую жизнь. Художественную реконструкцию одного из величайших произведений античности осуществил художник Андрей Александер. При помощи современных технологий он воссоздал большой фриз алтаря, в том числе и те фрагменты, которые не сохранились. В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина зрители могут оценить масштаб архитектурного произведения, ключевая тема которого – "Борьба богов и гигантов". Рассказывают "Новости культуры".
Презентация реконструкции Пергамского алтаря была обставлена как спектакль. Автор проекта – бывший актер Московского театра пантомимы, а ныне свободный художник Андрей Александер, проживающий в Германии. Именно там, в Берлинском Пергамском музее, выставлен оригинал этого памятника. Гигантское культовое сооружение было построено во II веке до нашей эры. До наших дней дошли лишь фрагменты скульптурного фриза. Сюжет мифический – борьба олимпийских богов с гигантами. Кто или что было изображено на месте многочисленных утрат, никто не знает. Поэтому в Пушкинском музее долго не решались на этот эксперимент.
"Надо вам сказать, что, когда я получила предложение от нашего художника, то у меня были какие-то сомнения вообще дозволенности дотронуться до этого памятника и как-то начать с ним манипулировать", – признается директор Пушкинского музея Ирина Антонова.
Только после долгих раздумий и официального разрешения Берлинского Пергамского музея в Пушкинском решили рискнуть. На роль богов и гигантов Александер позвал моделей. Главным требованием было атлетическое телосложение.
Не запутаться в сложной иерархии греческих богов художнику помогали историки и искусствоведы, специалисты по античному искусству и мифологии. Консультантом по скульптуре выступил Георгий Франгулян.
"Я предполагаю, что будут многие искусствоведы ругать, говорить о бессмысленности, о никчемности… Это не так. Это фантазия конкретного человека на тему, я предлагаю именно так это воспринимать", – заверяет он.
Сам автор говорит, что проект реконструкции алтаря является продолжением его профессии актера.
"Для меня почему это еще очень близко – потому что это большая вырезанная из камня пантомима. Я мим, я режиссер, и для меня это спектакль. Мне захотелось его продлить. Он как бы закончился на ноте, что все разрушено. Немцы, которые делали раскопки, увезли все в Берлин. Мне показалось, что вот этот спектакль можно продолжить", – поясняет Андрей Александер.
Реконструированный Пергамский алтарь демонстрируется в Греческом зале, где его можно сравнить с гипсовыми слепками с этого памятника, заказанными более 100 лет назад специально для Пушкинского музея.
Новости культуры