"Круги" Жоэля Помра - впервые в российской столице
Мысль о том, что жизнь идет по кругу, не нова. Другое дело, когда ее берется излагать Жоэль Помра. Премьера спектакля по пьесе известного французского драматурга и режиссера на Новой сцене МХТ имени Чехова продолжает проект "Французский театр. Впервые на русском". Любимец Авиньона и прочих театральных фестивалей класса "А", Помра обычно сам ставит свои пьесы. Но на сей раз поручил даме. Брижит Жак-Важман в прошлом сезоне представила "эскиз" спектакля. Теперь он вырос до размеров полотна – в довольно суровой цветовой гамме. Рассказывают "Новости культуры".
Каждая свободная минута – на доработку сцены, в антракте снова каждый о своем герое: персонажей почти 30, актеров всего 9. Режиссер Бриджит Жак-Важман то за кулисами требует точно следовать тексту, то на первом ряду следит за тем, как из зала смотрится спектакль. "Круги" в Москве идут иначе, чем во Франции, у Важман они и вовсе не такие круглые, как у автора пьесы Жоэля Помра.
"Пьеса с большим успехом игралась во Франции, у спектакля были большие гастроли. Помра вообще придумал историю по-другому, даже чисто по мизансценам, потому что он расположил актеров в центре, а всех зрителей вокруг. Так что даже в этом была идея круга. Я же должна была работать в этом пространстве маленькой камерной сцены", – поясняет режиссер.
Восемь репетиций в прошлом году, столько же в этом. За две недели они сделали целых три часа спектакля, за весь спектакль прошли сразу семь столетий. Когда именно круги начинают закручиваться хоть и известно – даты одна за другой сменяют друг друга, но вот где, в какой точно стране – может, и вовсе только во Франции – герои называют друг друга "мадам" и "месье". К французской манере и технике российским актерам пришлось привыкать.
"Мы артисты, наши школы все разные, но мы привыкли это делать эмоционально. Глубоко раскрасили красным, покрасили синим. Конечно, мы все можем здесь. Да, была такая трудность, чтобы это все происходило минимально, на полутонах. Наверное, в этом особенность", – замечает Кристина Бабушкина.
Замок аристократов в первые дни Первой мировой, средневековый рыцарь, убивающий за веру, потом вдруг шоумен – смотрит не то что в зал, в глаза каждому зрителю, предлагает сыграть в игру бесконечность, и словно тот же рыцарь говорит о вере, но уже в другое. Пошутивший над безработным директор предприятия и уже другие безработные, сыгравшие шутку пострашнее с ним самим. И почти что шекспировский Макбет в истории современных мужчины и женщины, только на кону не королевство и трон, а должность директора по финансам.
"Круги" – недаром ведь так называется пьеса, что во все времена происходило одно и то же. Отношения между людьми одни и те же. Здесь вопрос только в том, сколько ты можешь пожертвовать, отдать себя самого, часть своего разума, своих принципов для того, чтобы стать повыше, получить место получше, денег побольше. Вот об этом пьеса", – полагает Игнат Акрачков.
О неизменном и переменах в человеке, о ценностях, которые меняются, но которыми все равно прикрываются. Здесь накручено и намешано столько, что сразу не понять: это то ли детектив, то ли что-то философское. Раздробленные пазлы сойдутся лишь в финале – замкнутся круги поступков, судеб, поколений, но каждый в этом все равно увидит что-то только свое.
Новости культуры