Глас народа услышали в суде

06 мая 2013 20:26
Активистка "Архнадзора"» через суд обязала организацию-пользователя отреставрировать памятник архитектуры – доходный Дом купца Быкова в Москве.

Общественное мнение – это мощная сила, способная предотвратить нарушения закона в области охраны культурного наследия. В России примеры, когда представителям общественности удается отстоять гибнущие памятники, пока довольно редки. Но эта борьба не безнадёжна. Активистка «Архнадзора» через суд обязала организацию-пользователя отреставрировать памятник архитектуры – доходный Дом купца Быкова в Москве. Это первый прецедент в отечественной судебной практике – и, как надеются защитники московской старины, первый шаг к их равноправному диалогу с органами власти и представителями бизнеса. Подробности дела выясняли корреспонденты «Новостей культуры».

«У меня в руках решение Пресненского суда города Москвы по иску физического лица – Орловой Елены Викторовны к организации Института автоматизации проектирования РАН об обязании провести работы по консервации, реставрации объекта культурного наследия – доходного дома купца Быкова», – рассказывает руководитель правовой секции общественного движения «Архнадзор» Наталия Румянцева.

Эта борьба длилась не один год. Оказалось, что судебный иск, можно подать, основываясь на своей конституционной обязанности – заботиться о сохранности историко-культурного наследия. Что и сделала Елена Орлова. С конца 90-х доходный дом купца Быкова находится в распоряжении Института автоматизации проектирования Российской Академии Наук. В 2009-м здание горело. Пожар уничтожил крышу, частично обрушились перекрытия четвертого этажа. Но внутри здание уцелело.

«Там были старые паркеты, очень хорошо сохранившиеся филёнчатые межкомнатные двери, полностью сохранялась великолепная столярка в стиле модерн – вот эти замечательные оконные переплёты по рисунку Л. Кекушева с ручками и всем скобяным прибором 1909 года, – говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер. – Там сохранялась потолочная лепнина, лестницы– это сохранялась после пожара, в тех зонах, которых не коснулся огонь».

Но то, что не тронуло пламя, уничтожали осадки. К моменту подачи иска, Дом Быкова уже пережил зиму без крыши. Руководство института приняло решение установить специальную сетку. Наняло строителей, чтобы соорудить конструкцию для её крепления. При этом были уничтожены уникальные дутые стекла, оконные переплёты и маска льва – это своего рода авторская подпись архитектора Льва Кекушева. Инспекция Мосгорнаследия, полиция и Архнадзор требовали немедленно остановить эти работы.

«На дверях дома то самое предписание об остановке вандальных работ, которое было выдано департаментом культурного наследия в декабре 2011 года, – поясняет Наталья Самовер. – Это предписание дирекция института отказалась взять из рук инспектора Мосгорнаследия. Мы были вынуждены его копию разместить вот здесь прямо на дверях здания, она до сих пор здесь. К сожалению, мы и сейчас наблюдаем очень странную позицию – отсутствие какой-либо реакции на происходящее».

У Дома Быкова – статус объекта культурного наследия регионального значения, который был получен в 2012-м; есть решение Пресненского суда в пользу градозащитницы, есть и подписанное Институтом автоматизации проектирования РАН охранное обязательство и чёткий график.

И хотя первоочередные противоаварийные работы должны были быть сделаны до конца марта этого года. Окна Дома Быкова не закрыты даже плёнкой, это видно через сетку. Сейчас, согласно графику должно начаться обследование фундамента и несущих конструкций, но ничего не происходит.

Провести работы в полном объёме нет возможности, говорят в институте.

«Это связано с отсутствием прав пользования землёй, – говорит заместитель директора Института автоматизации проектирования РАН Борис Свирин. – Поэтому и график-то мы подписывали не имея этих прав и он предварительный. Нас принудили взять обязательства, без возможности их оперативного исполнения. Сейчас идёт процесс подписания и утверждения актов приёмки передачи этой квартиры, после нам нужно будет переоформлять свидетельство собственности на здание, только после этого мы начнём процесс получения прав пользования этой землёй».

Доходный дом купца Быкова – жемчужина комплекса, состоящего из нескольких построек. В начале 20 века на первом этаже здания располагались конторские помещения, выше - квартиры улучшенной планировки. Предполагается, что и теперь там будут апартаменты. Такое решение позволит сохранить Дом Быкова. В 2005м у пользователя, говорят в «Архнадзоре», были другие планы. Тогда институт заключил с инвестором договор на строительство офисной восьмиэтажки на месте руин надворного корпуса и Дома Быкова. У здания ещё не было охранного статуса. Всю бумажную волокиту руководство Института автоматизации проектирования надеется завершить в этом году. Пока же истица, выигравшая судебный процесс, намерена направиться в службу судебных приставов за исполнительным листом. С ним – к ответчикам, чтобы Дом Быкова не зимовал без крыши уже пятый год подряд.

Новости культуры