Станислав Говорухин снимает новую картину

17 апреля 2014 16:04
В основе фильма – сборник Сергея Довлатова «Компромисс» и дневниковые заметки писателя. Москва, Петербург, Таллинн - место действия картины меняется постоянно: вслед за перемещениями главного героя, строптивого журналиста.

«Конец прекрасной эпохи» - это рабочее название новой картины Станислава Говорухина. Знаменитый режиссер, автор культовых фильмов «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок» уже приступил к съемкам. В основе фильма – сборник Сергея Довлатова «Компромисс» и дневниковые заметки писателя. Москва, Петербург, Таллинн - место действия картины меняется постоянно - вслед за перемещениями главного героя, строптивого журналиста. На съемочной площадке побывали «Новости культуры». 

В одном из павильонов «Мосфильма» построили настоящую советскую редакцию одной эстонской газеты. Здесь, как и полагается, – есть приёмная главного редактора, отдел партийной жизни, библиотека, отдел писем и, конечно, такое машинописное бюро.

В импровизированной курилке этой редакции Станислав Говорухин объясняет главному герою своей новой картины, как отплевывали табачные крошки в эпоху его молодости: «Ты видел когда-нибудь “На последнем дыхании” Годара? Вот там Бельмондо…»

Фамилия редактора на двери в кабине сразу отсылает к сборнику Сергея Довлатова «Компромисс». Его зарисовки о работе в Эстонии. Но вопреки ожиданиям главный герой фильма Говорухина – не Довлатов. Актера искали год – причем принципиально непохожего на известного писателя. Остановились на Иване Колесникове. Это его первый полный метр. Он здесь – один газетный журналист, чья судьба просто похожа на довлатовскую.

«Мы используем не только «Компромисс», а и дневники, письма и случайные фразочки довлатовские, но и, конечно, там много придуманного уже. Поскольку задача – не рассказать об истории Довлатова в Таллинне, а рассказать об этой атмосфере того времени. О людях. О том, что, конечно, жили труднее – но веселее!», - говорит народный артист России Станислав Говорухин.

«…И остался я без работы. Может, думаю, на портного выучиться?» - так начинается «Компромисс» Довлатова. Это будет и отправной точкой в фильме Говорухина. Журналиста Андрея Лентулова выгоняют из газеты в Ленинграде, и после очередной попойки с друзьями он оказывается в Таллинне.

«Там нет каких-то любовных линий или любовных историй. Скорее – это мужская история про жизнь в то время, про рюмочные, выпивания, застолья, хорошие разговоры, сигареты», - отмечает актер Иван Колесников.

Его герой, конечно, похож на Довлатова. Он тоже постоянно записывает свои компромиссы. Не многословен – ни на бумаге, ни в жизни. А его язвительность и остроумие окружающие воспринимают как хамство. Женщины – как безответственность.

«Он - человек очень дерзкий, очень при этом талантливый, хочет при этом найти какую-то свою правду, доказать людям. Она пытается его укрыть своим крылом, своей любовью», - объясняет актриса Светлана Ходченкова. Она – это Марина, секретарь в редакции, – героиня Светланы Ходченковой – актрисы, которую Станислав Говорухин открыл всем больше десяти лет назад в фильме «Благословите женщину».

С ностальгией Станислав Говорухин говорит об оттепели, о стране, тогда читающей и интересующейся поэзией и театром. Об этом и снимает фильм «Конец прекрасной эпохи». Это название стихотворения Иосифа Бродского. С Сергеем Довлатовым они были соседями и товарищами в Ленинграде. И это о нем поэт написал: «Имею честь – великую и грустную – принадлежать к этому поколению».

Новости культуры