Ансамбль Дмитрия Покровского подготовил к юбилею несколько премьер
К своему сорокалетию Ансамбль Дмитрия Покровского подготовил несколько премьер. Завершающим аккордом юбилейного цикла стало «Слово о полку Игореве». Шедевр древнерусской литературы обрел новое, современное звучание благодаря не только последней версии перевода Виктора Кожевникова, но и оригинальному композиторскому прочтению Алексея Шелыгина. Публике предстоит совершить своеобразное путешествие по векам, стилям и жанрам русской музыки. Рассказывают «Новости культуры».
Определить жанр «Слова» затрудняется сам Алексей Шелыгин. Точно не кантата, не реквием – хотя трагических нот здесь хватает. Композитор миксовал классику, фолк, рок. Древние народные инструменты соединил с голосами и струнным квартетом. Современным языком рассказал о самом противоречивом персонаже древнерусской истории.
Ритм задают африканские барабаны – маримбу – инструмент экзотический. Считается, что его звуки несут исцеление, но здесь он звучит тревожно.
«Мы играем именно руками, передаем традиционный колорит, - объясняет художественный руководитель ансамбля ударных инструментов «Путешествие в ритм» Петр Главатских.
Ученые бьются над разгадкой рукописи, ищут тайные смыслы «Слова» - написано шесть тысяч статей, монографий. Книга Виктора Кожевникова «Тайны и загадки Слова о полку Игорева» задала новый вектор Ансамблю Покровского.
История «Князя Игоря», пошедшего войной на половцев, здесь трактуется не так, как в учебниках. Это не история героя - трагедия человека.
«В этом тексте мы в основном воины, мы бьемся в основном. У нас битва идет, и мы плачем», - рассказывает режиссер Ольга Юкичева.
Казалось, в этом плаче Ярославны слышно пение юга, севера и средней полосы России. Плащи трансформируются в черные платки, в платы, разделяющие два лагеря, могилы.
В этом диалоге даже скрипки звучат непривычно. Звуковые эффекты усиливает современная техника игры.
Семнадцать страничек древней рукописи, написанной в конце XII веке, сегодня не столько тайный код, сколько философское осмысление вечных тем.
«Проблема выбора, ответственности человека за свои поступки. Совесть и совестливость. Прощение, прегрешение - все современно в наши дни», - уверена музыкальный руководитель ансамбля Дмитрия Покровского Мария Нефедова.
Опера Бородина «Князь Игорь» идет в Париже, Лондоне, Праге. Теперь история Алексея Шелыгина - о понимании и честолюбии, гордыне и безрассудстве, раскаянии и прощении.
Новости культуры