"Егорьевские диковины" на выставке в столице

17 мая 2013 09:52
Отреставрированные памятники из собрания Егорьевского историко-художественного музея представлены на выставке Москве. Выставку «егорьевских диковин» посвятили выдающемуся российскому реставратору – Савве Ямщикову.

Иконы, Хоругви, портреты… Отреставрированные памятники из собрания Егорьевского историко-художественного музея представлены на выставке Москве. Четыре года специалисты Научно-исследовательского института реставрации возвращали к жизни почти утраченные картины. Многие – кисти неизвестных авторов. Но качество полотен восхитило даже опытных специалистов. Выставку «егорьевских диковин» посвятили выдающемуся российскому реставратору – Савве Ямщикову. Рассказывают «Новости культуры».

Реставрационные экспозиции для Саввы Ямщикова всегда были особенные, рассказывает его дочь Марфа. Более 30 лет назад Савва Васильевич ввел эту традицию в Институте реставрации. Он создал и возглавил отдел пропаганды художественного наследия. Знавший досконально и опекавший храмы и музеи Новгорода, Пскова, Суздаля, Костромы… в Егорьевске Савва Ямщиков никогда не был. Увидев эти картины – был сражен. В 2008-м памятники из Егорьевского историко-художественного музея начинают возрождать в Москве. Но до дня презентации проделанной работы он не дожил.

«Результат, по-моему, превосходный на этой выставке можно видеть – это как раз в тему, это тема Саввы Васильевича, – говорит Марфа Ямщикова. – То, что выставка такая реставрационная полноценная в зале на Бурденко – это очень и приятно и символично и это, конечно, очередная память отцу».

«Его экспозиции знали все», – говорит реставратор Виталий Кузюбердин. – Италия, Франция, конечно же, в России. Савелий ездил в маленькие музеи, где-то там в запасниках находили. Островского открыли они, потом это всё реставрировалось и показывалось и огромный интерес там. Знаю, что во Франции показывали Островского, было очень популярно, хорошо».

Виталий Кузюбердин реставрировал эти хоругви XIX века. Самой сложной была работа с мешковиной, на которую с обеих сторон нанесёт грунт. Ткань ветхая, края неровные. Материалы использовали только натуральные. На всех 27 полотнах, что представлены на выставке. Богоматерь Печерская, Вид Святогорской Успенской пустыни Харьковской губернии Изюмского уезда, портреты императоров… Почти каждая картина – загадка. Знак вопроса стоит под этим портретом младенца. На реставрацию он поступил, как изображение Иоанна Антоновича – почти забытого императора, изображений которого практически не сохранилось. Но во время реставрации специалисты обнаружили нестыковки. Узнали, что 2010-м на одном из аукционов в Германии, был представлен оригинал этой работы с подписью французского художника Жана Луи Вуаля – и это портрет младенца Александра Первого. Но у реставраторов всё равно остались сомнения – голова на копии отличается от оригинала. Быть может художник, реставрировавший картину много лет назад «записал» детали.


«Сегодня для нас – день великого открытия, потому что картины, которые представлены, были нечитаемы, – рассказывает директор Егорьевского историко-художественного музея Наталья Артёмова. – Они были под слоем олифы застывшей, они были тёмные. И поэтому сегодня происходит наше, можно сказать, первое знакомство с картинами, которые спасли реставраторы в ВННИРа».

Только две из 27 работ, представленных на выставке, подписаны авторами.
Святая Ольга несёт бюст Императора Освободителя. Эту картину М.Орлов, имя всё же осталось неизвестным, вероятнее все написал с какого-то печатного образца рекламной продукции начала ХХ века. Посвященного 50-летию празднования освобождения крестьян. Экземпляр редкий, говорят специалисты.

«Празднование этого события в начале ХХ века преподносилось, как праздник, даже брошюры выпускались, и занимался им русский национальный клуб, – поясняет куратор выставки, заведующий отделом пропаганды художественного наследия Государственного научно-исследовательского института реставрации Нина Зайцева. – Орлов, скорее всего, был какой-то художник, который помогал выпускать рекламную продукцию этого русского национального клуба, который наводнял в то время страну».

Савва Ямщиков был главным вдохновителем выставки с таким длинным названием «Исследование и реставрация «егорьевских диковин». Живопись русской провинции конца XVIII-XIX века из собрания Егорьеского историко-художественного музея. Поиски. Находки. Открытия». Эту выставку посвятили Савве Ямщикову.

Новости культуры