Храм Святителя Иоанна Милостивого во Мстёре украсили витражи

20 мая 2013 17:30
Автор витражей – эстонский художник Андрей Лобанов. Он использует уникальную технику, которая появилась в Европе предположительно в Х веке. Витражи – нестандартное украшение для православной обители. Но 10 работ Андрея Лобанова идеально вписались в храм XIX века.

Храм Святителя Иоанна Милостивого во Мстёре украсили витражи. Их автор – эстонский художник Андрей Лобанов. Он использует уникальную технику, которая появилась в Европе предположительно в Х веке. Витражи – нестандартное украшение для православной обители. Но 10 работ Андрея Лобанова идеально вписались в храм XIX века. В этом убедились и "Новости культуры"

Очередной витраж встает на место. Здесь вспоминают, как самый первый, выскользнув из рук рабочих, едва не разбился. Сегодня он находится в алтаре храма Святителя Иоанна Милостивого. Проект, возникший случайно и неожиданно. Это была обычная туристическая поездка, во время которой люди разных профессий оказались в этом храме. Тогда в нем почти не было убранства, и верующие по замечанию настоятельницы молились "то ли на окна, то ли на стены". Витражи в пространство здания, построенного в начале XIX века, буквально пронизанного лучами солнечного света, должны были вписаться идеально.

"Удалось сделать совершенно невозможное и правильное. Этот свет направить в храм через цветные стекла, и храм превратился в сакральное пространство, открытое для людей, но закрытое от мирских моментов", – поясняет художник Андрей Лобанов.

"Все загорелись, все с удовольствием работали. Художник, конечно, вдохновлял всех и результатом, и особым трогательным отношением к этому проекту", – отмечает инициатор проекта Святослав Серов.

Для художника из Эстонии Андрея Лобанова, работы которого можно увидеть в зданиях Испании, Италии, Франции, он стал одним из самых масштабных. Мастер работает в технике классического витража, когда расписанное пигментами стекло обжигается в печи, а после соединяется медными и свинцовыми профилями. И каждый цвет, каждый его оттенок имеют свою символику.

"Когда приезжаешь сюда, ты видишь совершенно определенно вот это безумно красивое голубое небо, эту совершенно невероятную зелень, которая отражается в реках, невероятных по цвету. Я беру миниатюру вот этой мстёрской земли", – продолжает Андрей Лобанов.

Единство цвета и формы, цельность каждого "стеклянного полотна", на которых изображены святые апостолы Андрей и Матфей, Пётр и Павел. 

Витраж, на котором изображена Богородица "Знамение", станет финальной точкой в ансамбле из десяти витражей. Над ними художник с мировым именем Андрей Лобанов трудился больше трех лет. 

Новости культуры