Названы победители "Кинотавра"
В Сочи названы победители Открытого Российского фестиваля «Кинотавр». Номинации – традиционны, а вот некоторые их формулировки – звучат весьма поэтично. Так, специального диплома «за лёгкое дыхание и художественную целостность» удостоен фильм Нигины Сайфулаевой «Как меня зовут». Приз «за музыку» – впервые дали не композитору, а режиссёру – Светлане Проскуриной – за музыкальное решение фильма «До свидания, мама». О главных триумфаторах «Кинотавра» – рассказывают «Новости культуры».
25-й «Кинотавр» запомнится всем этой впервые за историю фестиваля красной ковровой дорожкой, количеством женщин, которые боролись за главные призы, и конечно роскошным жюри, во главе с Андреем Звягинцевым. Его фильм «Левиафан» – фильм закрытия в этот вечер.
Программу юбилейного «Кинотавра» называют самой сильной, чуть ли не лучшей за последние годы. Если в прошлом году явный лидер был один – «Географ глобус пропил», в этом – в фаворитах ходило больше пяти картин. Андрей Звягинцев признается, жюри спорило несколько часов – настолько сложно было выбрать победителей. И это, подчеркивает, знак качества:
«Тот миф, о том, что русского кино нет, или оно на ладан дышит, или оно очень дурно, и нет режиссеров, нет сценаристов, нет актеров – для меня этот миф лопнул, – говорит Андрей Звягинцев. – В России есть кино, оно живо и появляются новые авторы: честные, искренние талантливые мастеровитые даже!»
Поэтому призов им было мало. И всё же из 14 фильмов один взял сразу три премии – главный приз Кинотавра, приз «за лучшую операторскую работу» и приз «гильдии кинокритиков» получил Александр Котт за свою ленту «Испытание» – без единого слова, но с потрясающем изображением. Слез режиссер не скрывал. Андрей Звягинцев назвал его «Испытание» – «фильм-мечта».
«Внутри каждого кадра мы пытались сделать кинохимию, – рассказывает Александр Котт. – Мне так сложно говорить. Это кино было испытанием».
Лучшим режиссером всё-таки назвали в этом году женщину – Анну Меликян – за её очень необычную трагикомедию «Звезда». Сыгравшая там главную роль Северия Янушаускайте из Литвы, названа «лучшей актрисой».
«Очень сильный конкурс, – отмечает Анна Меликян. – Огромное количество крутых и сильных фильмов, поэтому для меня это очень важно. Юбилейный приз. Для меня это главный приз профессии. Поэтому я счастлива, конечно».
Лучшим актером назвали не приехавшего на «Кинотавр» Алексея Филимонова за его роль в лирической, но жизненной картине Оксаны Бычковой «Ещё один год». Сценарий к нему и ещё двум фильмам в конкурсе написала Любовь Мульменко. Но вопреки всем ожиданиям лучшим сценаристом назвали режиссера Юрия Быкова за его картину «Дурак». Он же получил диплом от гильдии кинокртитиков «за бескомпромиссность художественного высказывания». Зато, как все и предсказывали, лучший дебют – у Ивана Твердовского, Ему, как и «Кинотавру», – 25. На его смелом фильме о подростках инвалидах «Класс коррекции» остановило свой выбор и жюри кинопрокатчиков.
«Это жесть, какая победа, – говорит Иван Твердовский. – Это вообще такое, это как по голове такой штукой шарахнуть. Я в шоке, не знаю, что сказать. Надо переспать с этими призами, надо выспаться, отдохнуть и работать дальше, снимать кино».
Так подвел итоги 25-й «Кинотавр». «Кинотавр», с которого явно начинается – и об этом здесь говорят все – новый виток в истории российского кино.
Новости культуры