В Институте реставрации открылась выставка "Олег Яхонт. Реставратор, исследователь, художник"
«Олег Яхонт. Реставратор, исследователь, художник. Грани творчества» – так называется выставка, открывшаяся в Научно-исследовательском институте реставрации. Приурочена она к 55-летию творческой деятельности ведущего научного сотрудника института Олега Яхонта. Особое место в его биографии занимает уникальный памятник, над исследованием и реставрацией которого он работал четверть века – скульптурная икона Георгия-змееборца. В этом году исполняется 550 лет с момента ее создания. Непростая судьба московской святыни и драматичная история ее восстановления стали центральной частью экспозиции. Рассказывают «Новости культуры».
Олег Яхонт – один из ведущих российских реставраторов каменной скульптуры. За 55 лет работы он спас десятки самых разных произведений – начиная от посмертной маски Александра Сергеевича Пушкина и памятника ему же на Пушкинской площади, заканчивая скульптурой Ивана Грозного работы Марка Антокольского. Но главного произведения, которому он отдал 25 лет жизни, на этой выставке – нет. Реконструированная Яхонтом модель скульптуры Георгия Победоносца со Спасской башни московского кремля, в 90-е годы была уничтожена. Четверть века кропотливой работы по воссозданию белокаменной иконы покровителя Москвы, и в результате сегодня – только старые черно-белые фотографии.
«Вот накануне буквально создания экспозиции, когда он понял, что нечего сюда живого принести, у него, конечно, был очередной стресс, – рассказывает искусствовед Наталья Фомина. – Потому что такие вещи человека не отпускают. Вложена человеческая жизнь. И как бы люди думают, что это есть, а на самом деле этого нет».
Резное изображение Георгия Победоносца было создано в 1464 году и до 1491 года украшало Спасскую (тогда Фроловскую) башню еще белокаменного кремля Дмитрия Донского. Позднее икона была перенесена в Георгиевскую церковь на территории Кремля, затем находилась там же в Вознесенском монастыре, пока в 29-м году его не взорвали, сам Георгий уцелел лишь наполовину. Заштрихованы как раз эти сохранившиеся фрагменты. Долгие годы считалось, что остальные части памятника утрачены. Но неожиданно в 60-е годы в подклете одной из кремлевских церквей обнаружились недостающие фрагменты. Правда, далеко не все. Но, несмотря на это в начале 80-х Олег Яхонт приступил к ее реконструкции. В это трудно поверить, но когда уникальная работа по воссозданию бесценного памятника была почти закончена, и оставалось лишь перевести модель в гипс и камень, ее оказалось негде хранить. Государство не помогло. Помочь взялся некий бизнесмен.
«Тот обещал помочь финансово, а кончилось тем, что он обманул, – рассказывает Олег Яхонт. – Он захотел продать, а когда узнал, что продать не может, я воспротестовал, сказал, что обращусь в суд, он приказал уничтожить. Ее уничтожили».
Модель была уничтожена, но сохранились подлинные фрагменты памятника, они хранятся по частям – в Историческом музее и Третьяковской галерее.
«Выражаю, думаю, общее мнение присутствующих здесь специалистов, что эта скульптура должна быть восстановлена и должна быть помещена – и это в наших возможностях, в наших силах – на свое исконное место», – говорит заместитель генерального директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.
Сохранились кадры, на которых запечатлен итог 25-летних усилий Олега Яхонта. Специалисты считают, что скульптура Георгия Победоносца снова может быть реконструирована в прежнем виде.
Олег Яхонт уже не сможет завершить эту работу сам. Здоровье не то. Инфаркт и две операции на сердце – результат многолетней борьбы за спасение святого Георгия. Но у мастера есть много учеников.
Новости культуры