Премьера. "Под небом театра". Авторская программа Михаила Левитина

11 июня 2014 13:17
С 16 по 19 июня в 20:50 в эфире телеканала "Россия К" – премьера авторской программы Михаила Левитина "Под небом театра".

С 16 по 19 июня в 20:50 в эфире телеканала "Россия К" – премьера авторской программы Михаила Левитина "Под небом театра".

Авторская программа Михаила Левитина "Под небом театра" – это рассказ о судьбе малоизвестных, но уникальных имен, либо о неожиданных ракурсах в жизни известных людей. "Надо помнить о прошлом, а такое впечатление, что у театра прошлого нет, – рассуждает Михаил Левитин. – Мы посвящаем этот цикл моему другу, огромному режиссеру, любимому всеми – Петру Фоменко. Я с огромным наслаждением это говорю и знаю, что он меня слышит. Ему всегда были интересны воспоминания о тех, кого уже нет". Речь пойдет о Сергее Радлове, Константине Марджанове и Сандро Ахметели, Лесе Курбасе, Джорджо Стрелере. Выбранные герои не случайны – из разрозненной, пестрой вереницы театров разных стран, направлений и исторических эпох складывается картина единого театрального мира, в котором нет ни первых, ни главных, а есть только прекрасные, любимые и незабываемые. Использованы фотографии, хроникальные и документальные кадры из архивов кино.

"Сергей Радлов. СЭР" (16 июня, 20:50). Сергей Эрнестович Радлов – СЭР, как называли его друзья, был одним самых известных советских режиссеров довоенного времени. Ученик Мейерхольда, он имел все – признание коллег, любовь публики, благосклонность Сталина. Знаменитые спектакли Радлова "Король Лир" в Государственном еврейском театре с Соломоном Михоэлсом в главной роли и "Отелло" с Александром Остужевым в Малом театре принесли ему славу выдающегося режиссера. Война внесла свои жестокие коррективы в жизнь Радлова. В 1942 году его театр в Пятигорске не успел эвакуироваться до прихода фашистов. И режиссер был вынужден продолжать работать при оккупантах. Предателем он не стал. Но своим быть тоже перестал. Ответил сполна – десять лет лагерей, предательство учеников и коллег. Сегодня пришла пора вспомнить все то, что дал нашему театру Сергей Эрнестович Радлов.

"Константин Марджанов и Сандро Ахметели. Огонь и огонь" (17 июня, 20:50). Два великих режиссера Грузии Константин Марджанов (Котэ Марджанишвили) и Александр (Сандро) Ахметели видели пути развития родного театра по-разному. Марджанов, много работавший в московском МХТ, мечтал привнести в грузинский театр европейскую культуру; Ахметели, пришедший в театр позже своего товарища, хотел вернуть родному театру национальные корни. Кто из них был прав? В истории культуры оба остались как преобразователи грузинского театра, поднявшие его на новую высоту. Жизнь этих мастеров была трагичной. Марджанов в конце жизни был лишен возможности работать в родной Грузии, и умер в Москве 1933 году, а Ахметели был расстрелян в июне 1937 года.

"Лесь Курбас. Пуля в сердце" (18 июня, 20:50). Выдающийся украинский режиссер Лесь Курбас пытался вывести провинциальный фольклорный украинский театр драмы на уровень лучших европейских образцов. Курбас учился на философском факультете в Вене, был образованным человеком, блестящим актером, создателем театров Киевдрама и "Березиль", которые гремели по всей стране. Был у него и "свой" драматург – знаменитый Николай Кулиш. Однако в 1933 году Курбас был обвинен в национализме, лишен всех званий и наград и вместе с Кулишом отправлен в лагерь на Соловки. Там Курбас руководил самодеятельным театром. Однако 1937 году был расстрелян, как был уничтожен и драматург Николай Кулиш. О том, как пытались сохранить себя художники в условиях неволи – речь в программе.

"Джорджо Стрелер. Венеция, прощай!" (19 июня, 20:50). Великий итальянский режиссер Джорджо Стрелер не был итальянцем по происхождению. Мать – словенка, отец – австриец. Но жизнь и судьба Стрелера связаны со знаменитым миланским театром "Пикколо", созданный им и вошедший в историю как первый в Италии стационарный драматический театр. "Пикколо театро ди Милано" объездил весь мир и всюду встречал восторженный прием публики, становясь объектом для подражаний. В театре Стрелера соединились несколько линий европейской театральной культуры – итальянская национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр. Стрелер привозил "Пикколо театро ди Милано" в Москву. Спектакль Гольдони "Арлекин, слуга двух господ" стал настоящей сенсацией в театральной жизни столицы, о которой до сих пор вспоминают очевидцы. С уходом Стрелера из мирового театра ушли артистизм и легкость.

Пресс-служба телеканала "Россия К"