В столице выступил симфонический оркестр Бард-колледжа из США под управлением Леона Ботштейна
В Москве впервые выступил Симфонический оркестр консерватории Бард-колледжа из США. Коллектив существует с 2005 года, но уже может похвастаться концертами на престижных площадках. В немалой степени это заслуга президента колледжа – Леона Ботштейна. На руководящей должности он не забывает и об искусстве. Ботштейн – автор многих музыковедческих статей, редактор серьезного журнала о музыке, а также известный дирижер. Рассказывают «Новости культуры».
Вежлив, корректен, неплохо говорит по-русски: сказываются корни, родственники Леона Ботштейна – жили в России. Каждое его выступление – настоящий детектив, в своих концертах он буквально рассекречивает неизвестные ранее факты. Этот концерт объясняет, как может музыка итальянского композитора – Россини и немецкого – Вагнера – соотноситься с симфонией Шостаковича.
«Мне интересны тематические программы, – признается Леон Ботштейн. – В этой – я рассказываю о музыке советского периода. Здесь центр – это Шостакович, рядом Лютославский. А Россини и Вагнер – оказались близки Шостаковичу, он не раз цитировал их в своих сочинениях».
Знаниям Леона Ботштейна, остроте ума и доступности выражения мог бы позавидовать любой музыковед. И не только. Маэстро – известный дирижер, возглавляет Американский симфонический оркестр, организатор крупнейших фестивалей, автор нескольких книг, президент Бард колледжа. Своими знаниями делится с учениками, студенты в его ВУЗе изучают не только музыкальное искусство.
«Особенность нашего образования в том, что мы осваиваем сразу две специальности, – поясняет скрипачка Сабрина Тэбби. – Помимо музыки, я изучаю французский, один семестр жила во Франции, знакомилась там с культурой и историей страны. После окончания колледжа перед выпускниками – две дороги: либо работать по второму диплому, либо после полученного бакалавриата – продолжать музыкальное образование. Я выбрала музыку».
Своих подопечных Леон Ботштейн учит видеть связи не только между нотами. Текст сочинения - всего лишь катализатор в попытке понять ту или иную эпоху.
«Важно понимать, чем жил автор, что его окружало, какая в то время была архитектура, литература, – считает Леон Ботштейн. – Для того чтобы понять текст сочинения, нужно определить его контекст. Потому что музыка – это не украшение, это – язык, который необходимо истолковать».
Интерпретировать музыку Лютославского для маэстро и певицы, обладательницы четырех премий «Грэмми» – Дон Апшоу – не в новинку. Давние партнеры. Сложившаяся трактовка, чего не скажешь о музыке Шостаковича, 15-ю симфонию, шутит маэстро, нужно изучать с лупой.
Сочинение Шостаковича – текст с двойным дном, Леон уверен: в ней лишь умеющий видеть поймет, о чем она. Композитор, под воздействием критики власти, маскировал истинное диссидентское содержание. Шифровальщику с большим стажем – Леону Ботштейну – раскрыть секретный код музыки Шостаковича оказалось под силу.
Новости культуры