Первый музей вепсской культуры будет создан в Ленинградской области

23 мая 2013 12:21
Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь был основан святым Александром Свирским в конце XV века среди селений языческих народов: карелов, вепсов, чуди. Поэтому место для первого музея вепсской культуры выбрано не случайно.

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь был основан святым Александром Свирским в конце XV века среди селений языческих народов: карелов, вепсов, чуди. Поэтому место для первого музея вепсской культуры выбрано не случайно. А его создание позволит сохранить и популяризировать культуру малочисленных коренных народов Ленинградской области. Паломники, туристы и местные жители смогут познакомиться с бытом вепсов, а также попробовать традиционные блюда вепсской кухни. Рассказывают «Новости культуры».

Александро-Свирский монастырь. Мало кто знает, что его основатель по национальности был вепсом. Небольшой северный народ исторически жил на этих землях. Теперь именно здесь откроют музей вепсской культуры.

«Я надеюсь, что это будет культурное событие не только для людей образованных, историков, но и важно для верующих людей», – говорит священноигумен Свято-Троицкого Александро-Свирского Мужского монастыря епископ Мстислав (Дячина).

Люди смогут увидеть, в каких условиях родился и вырос Александр Свирский. Место для будущего музея уже выбрали - на берегу Рощинского озера. Там, где прежде была квасоварня.

В XIX веке на этом месте были хозяйственные постройки – внутри монахи варили квас по старинным рецептам. Когда откроют музей, здесь снова будут угощать национальными вепсскими блюдами: пирожками с рыбой, «калитками» (ржаными ватрушками) и, конечно, квасом.

Вот эти самые «калитки» – ватрушки с картофельным пюре. В деревне Тервеничи уже есть Вепсский этнографический музей. Сотрудники готовы помочь Александро-Свирскому монастырю и советом, и экспонатами. Светлана – по национальности вепс. Ее бабушка и дедушка говорили на родном языке.

«Я всего лишь несколько слов знаю на вепсском языке, – признается Светлана Мудрова. – Например, двор - "танголо" Бабушка, когда гнала корову - "мяник-коди". И все, что касается быта: курица - "кан", корова "левм" поросенок – “сига”».

Вепсы жили большими семьями. Так выглядел дом, горница. «Бабий» угол, где хозяйка занималась стряпней. Рядом с печкой – люлька. Детей кормили с помощью рожка – хлебом и молоком. А эти предметы – ложку и мутовку – вепссы берегли для свадебных обрядов.

«Невеста никогда не давала прямого ответа жениху, а выносила при сватовстве два предмета, – говорит заведующая Тервеническим домом культуры Евгения Климова. – И если она согласна, как вы думаете, что она дарила жениху? Ложку! Ну, уж если жених получал мутовку, на всю жизнь закреплялось за ним прозвище - "Мутовкин". Так и бежали детишки по деревне и кричали: "Мутовкин идет!"»

Вепсы многое сохранили. К примеру, национальные костюмы – ярко-красный фартук, головной убор – «сорока»... Но и утратили немало.
Недавно ЮНЕСКО включил вепсский язык в Атлас исчезающих языков мира. Народ из деревень Ленинградской, Вологодской областей, Карелии - переезжает в города, теряя самобытность. Осталось совсем немного тех, кто помнит старую вепсскую поговорку.

«Прошлое, настоящее и будущее тесно переплетены, – считает культорганизатор сельского Тервенического дома культуры Олеся Гончаренко. – Сохраняя традиции, мы сохраняем себя и свой народ».

Сохранить традиции вепсского народа поможет и новый музей в монастыре Александро-Свирского. Он откроется летом следующего года.

Новости культуры