Третьяковская галерея готовится к открытию выставки "Новые поступления графики"
Третьяковка демонстрирует графические богатства. Завтра в галерее открывается отчётная выставка, на которой будут представлены приобретения отдела графики за последние 12 лет – уникальные работы от начала XVII столетия, до 30-х годов века двадцатого. Выставка новых поступлений – особый жанр музейной экспозиции. Это и отчёт об исследовательской деятельности музея, и возможность показать произведения из личных коллекций. Рассказывают «Новости культуры».
XXI век начался для Третьяковки с грандиозного приобретения – коллекции живописи и графики мирискуссников. Ее собирали артисты Большого театра Вера Дулова и ее муж Александр Батурин. Почти каждый год частные лица, наследники художников и крупные корпорации пополняли фонды музея сокровищами. Каждый лист – гордость. Будь то заставки из Евангелия 1606 года или панорамная литография Петербурга середины XIX века.
«Эти панорамы обрезали по краям, склеивали, – рассказывает куратор выставки Нина Маркова. – И получалось кино начала XIX века, когда в специальном ящичке ручкой прокручивали панораму и просматривали. Мы сейчас не понимаем, кто там населяет эту панораму, но для людей того времени большая часть их была известна».
Среди раритетов – литография Вальтера Скотта, сделанная Александром Брюлловым и неизвестные работы Николая Ге – портреты предпринимателей. Отдельные листы Сурикова и Саврасова, Поленова и Шишкина, которые предстоит вписать в контекст творчества художников. А 25 рисунков Репина, купленных в Германии, и когда-то принадлежавшие внуку мастера – Гаю Репину – уже сегодня предмет исследовательского любопытства.
«Они отражают разные направления художественных интересов Репина, – поясняет Нина Маркова. – Это пейзаж и жанровая композиция, это портрет. Это первоначальные замыслы и эскизы, наброски, связанные с его будущими осуществленными и неосуществленными картинами».
Приобретением века называют возвращение на родину 54-х графических листов Николая Ге. Еще в конце XIX века сын художника передал их Третьяковке, но позже был вынужден часть коллекции вывезти в Швейцарию. Где сначала работы попали к частному владельцу, а потом – утеряны. И случайно обнаружены в 1974 году на блошином рынке студентом-архитектором, который лишь спустя время понял, что имеет дело с работами большого русского художника.
«Музейщики пытались вернуть эти произведения в Россию, но по разным соображениям, и идеологическим, это не складывалось, – рассказывает Нина Маркова. – Владелец, понимая значимость всего блока как коллекции, категорически отказывался распродавать по частям коллекцию. Хотя интересовался музей Орсе, где есть один из вариантов поздней картины «Распятие». Интересовались аукционные дома».
Возвращение рисунков Николая Ге в 2011 году стало настоящим событием. А на этой выставке открытием для публики станет эскиз плафона для ресторана Казанского вокзала, выполненный Евгением Лансере в 20-х годах. Мирискусник придумал сюжет «Россия соединяет Европу и Азию» в классическом стиле. К которой добавил советскую символику. Проект не был реализован. А к реставраторам Третьяковки огромная двухметровая работа попала свернутой в рулон. Развернуть его так, чтоб не повредить поврежденную от времени бумагу, оказалось не просто.
«Происходила деликатная реставрация, потому что красочный слой очень текуч: видите, здесь акварель, гуашь, – говорит художник-реставратор Анна Исайкина. – И его нельзя было сильно увлажнять и применять те реставрационные процессы, которые применяются, предположим, в реставрации печатной техники, офортов, гравюры. Здесь каждый процесс надо было обдумывать заранее».
От ценных единичных экспонатов – до внушительных коллекций. Двести работ, подаренные меценатами или купленные благотворителями, теперь вошли в научный оборот. За ними – еще до конца неисследованные истории рождения шедевров, мучительные поиски идеи, судьбы художников и картин.
Новости культуры