В столице открылась выставка, посвященная 100-летию первого столичного небоскреба
В Музее Москвы рассказывают историю «Московского Тучереза» – первого столичного небоскреба, построенного 100 лет назад Эрнстом-Рихардом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. В конце XIX столетия в Москве впервые остро встал квартирный вопрос. Количество горожан увеличивалось, доступного, дешёвого жилья не хватало. Именно в это время стали появляться проекты многоквартирных, многоэтажных доходных домов, рассчитанных на москвичей с небольшим достатком. 30 мая 1913 года было достроено самое высокое на тот момент жилое здание Москвы – 10-этажный доходный дом, ставший впоследствии настоящим символом эпохи. Рассказывают «Новости культуры».
История одного дома – в документах и фотографиях из архивов его обитателей. Организаторы этой выставки приглашают «прогуляться» по Гнездниковскому переулку, «пройти» по десяти этажам первого московского небоскреба и даже «заглянуть в гости» к сегодняшним жильцам. Поэт Константин Кедров переехал в дом Нирнзее в 99-м. Говорит, черпает вдохновение в огромных коридорах и даже посвятил дому стихотворение:
«Этот дом не похож на другие дома,
В нем любили и били, сводили с ума,
В нем всходили
И по лестнице вниз на расстрел уводили…
В зеркалах отражаются тени Магритта
Здесь Булгаков увидел свою Маргариту»
«Тучерез», «дом холостяков», «дом дешевых квартир» – какие только названия не давали москвичи этому зданию за его вековую историю. Все в нем было странно для горожанина начала ХХ столетия: многоэтажность, электрические лифты, маленькие квартиры без кухонь.
«Один известный архитектор сказал, что организовать маленькое пространство – это большое искусство, – говорит руководитель центра культурологических исследований Института Латинской Америки РАН Наталья Константинова. – В итоге все приспособилось так удобно и комфортно, поэтому я не перепланировала и с удовольствием живу в этом доме и не принимаю сочувственных высказываний, как вы живете практически без кухни».
История дома тесно связана с богемной жизнью Москвы. Первым его «театральным» жильцом стал в 1914-м режиссер Александр Таиров. В следующем году в подвале открылось кабаре Никиты Балиева «Летучая мышь», стены и занавес которого расписал Сергей Судейкин. Но главной достопримечательностью дома Нирнзее была крыша.
«Дом сразу попал в ХХ веке в очень плотную застройку, – рассказывает куратор выставки Ирина Карпачева. – Поэтому крыша – место, где было кафе и площадка для гуляния детей, это кинотеатр для тех, кто желает посидеть подольше вечером в кафе. Крыша – это где снималось кино, там была кинофабрика».
За вековую историю дома менялось многое – в его стенах были кинопавильоны и художественные мастерские, редакции и конторы издательств. Но неизменным оставалось одно – интерес москвичей к этому необычному месту.
Новости культуры