Музей архитектуры посвящает новую экспозицию Давиду Саркисяну

05 июня 2013 11:00
Человеком многих талантов называли Давида Саркисяна, легендарного директора Музея архитектуры имени Щусева, ушедшего из жизни три года назад. После его ухода друзья и коллеги решили сохранить кабинет, воссоздав его во флигеле "Руина".

Человеком многих талантов называли Давида Саркисяна, легендарного директора Музея архитектуры имени Щусева, ушедшего из жизни три года назад. Он обладал удивительной способностью преображать пространства, наделять их иными свойствами, открывать второе дыхание. При жизни рабочий кабинет Саркисяна сравнивали с инсталляцией, своеобразным автопортретом этого незаурядного человека. После его ухода друзья и коллеги решили сохранить кабинет, воссоздав его во флигеле «Руина». Рассказывают «Новости культуры».

«Из нашего дома здесь ничего нет, но есть какие-то воспоминания, вот, скажем, вот эта вот голова – точно такая же стоит у нас дома», – говорит кандидат математических наук, сестра Д.Саркисяна Осанна Саркисян.

Давид Саркисян называл себя Плюшкиным по натуре. У него не было своей комнаты, рассказывает сестра Саркисяна Осанна Ашотовна. Ему выделили журнальный столик – на который он ставил свои любимые вещи. Дизайн этой небольшой площади по духу и смыслу был точной копией его будущего кабинета. Здесь предметов невиданное множество: подарки, вещи, которые он привозил со всего мира – части истории, из которых он выстраивал головоломки, где нет ничего случайного.

«Очень много интересных параллелей, – отмечает архитектор Юрий Григорян. – Например, там была фотография Ольги Свибловой, которая говорит по огромному мобильному телефону, она лежала прямо на таком же мобильном телефоне, который ему подарили, а рядом обязательно лежала сушёная щука. Вот этот вот порядок было никогда невозможно нарушить».

Все предметы из административного корпуса переносили с документальной точностью сюда, в Руину. Так назвали полуразрушенный флигель на Воздвиженке. Оказалось, что помещение, которое когда-то сам Давид Саркисян буквально раскопал здесь – комната была заколочена лесами, почти такого же размера как и его кабинет.

«Когда он был в административном корпусе кабинет, ну, ничего не делать, это не значит сохранить. Он не стал частью жизни музея. Перенесли в “Руину”, которая, в общем, тоже является произведением Давида Саркисяна, – рассказывает директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирина Коробьина. – Он превратил действительно неблагополучную часть здания в одно из самых романтичных в нашей стране выставочных пространств. И оно работает. И теперь кабинет – часть музейной жизни. И все люди, которые приходят сюда, они его видят».

Физиолог по образованию, разработчик препарата, который применяют при лечении болезни Альцгеймера, автор и режиссёр телепрограмм и двадцати фильмов, кинокритик, один из создателей галереи Дом Нащокина, куратор, директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева и активный защитник исторического наследия – это всё один человек – Давид Саркисян.

«Это был человек фантастической энергии, фантастической энергии, – вспоминает архитектор Александр Бродский. – Я не знаю, когда он вообще спал, когда он отдыхал. Он просто жил в своём кабинете – буквально, и беспрерывно работал».

Давида Саркисяна не стало в январе 2010-го. В том же году этот кабинет в виртуальном виде был представлен в Венеции на Биеннале архитектуры. А в Москве он станет частью постоянной экспозиции музея.

Новости культуры