Исполнилось 140 лет со дня рождения скульптора Сергея Коненкова

11 июля 2014 10:19
Московский музей современного искусства открыл выставку, посвященную творчеству мастера.

Исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора Сергея Коненкова. Выходец из крестьянской семьи, он был необычайно одарен. Учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем – в Академии художеств в Петербурге. Безудержная фантазия, тяга к эксперименту, неординарное мышление – эти качества Конёнкова в полной мере проявились в его скульптурных и графических работах. Московский музей современного искусства открыл выставку, посвященную творчеству мастера. Рассказывают «Новости культуры».

«Самсон, разрывающий узы» – пожалуй, самый известный образ скульптора Сергея Конёнкова. Его первая еще студенческая работа на эту же тему была уничтожена по распоряжению чиновников императорской академии художеств, как слишком революционная. Впоследствии он революцию все-таки совершил – в скульптуре.

«Ослепленный Самсон, возвращающийся к Богу. Как говорил Коненков, именно Самсон может символизировать Россию, которая прошла через кровь второй мировой войны, – рассказывает директор мемориального музея «Творческая мастерская С.Т.Коненкова» Светлана Боброва. – То есть символика Коненкова очень сложная, многозначная, каждая скульптура – это целая философия. Коненков, в отличие от других скульпторов, это философ в скульптуре».

Философия Сергея Конёнкова своими корнями и в прямом и переносном смысле уходит в русскую старину сказания, мифы. Поэтому, наверное, часто отдавал предпочтение дереву - народному материалу. Эти предметы мебели были созданы скульптором для его квартиры в Нью-Йорке. По окончании войны они вместе с другими работами Конёнкова по личному распоряжению Сталина были перевезены в СССР на специально зафрактованном пароходе.

«Вот эта маленькая скульптура сделана в Америке в годы, когда шла война, и мы победили, и он там сделал вот этого старичка, который вроде не советский солдат, но это дух России, вот в этой ухмылочке», – говорит народный художник России Александр Бурганов.

«Конечно, когда он жил в Америке, ему приходилось и заказные портреты делать, но он делал их без удовольствия, – рассказывает искусствовед, правнук С.Т.Коненкова Олег Робинов, – и его жена вспоминала, что он даже ругался, когда ему приходилось лепить американцев, кто ему не нравился. И портретируемый спрашивал, о чем говорит мсье Коненков, ну, она говорила, что что-то отвлеченное».

Всю свою долгую жизнь, а Конёнков прожил 97 лет, он испытывал интерес к философии и богословию. Часто обращался к евангельским сюжетам. Искал ответы на вечные вопросы бытия, так же, как герои его скульптур.

«Мудрость его. Он правильно видел все, не только создавал – жизнь видел правильно. И у меня, знаете, характер – кого я люблю, я всем создаю образ в бронзе, на века, навсегда», – говорит президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

После открытия выставки Зураб Церетели продемонстрировал во внутреннем дворике музея бронзовое изваяние Коненкова. Знаменитого скульптора он запечатлел в образе древнегреческого мыслителя.

Новости культуры