Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Клычкова

17 июля 2014 10:29
"Ослепительной красоты человек", "князь Мышкин русской поэзии" – такими эпитетами награждали современники Сергея Клычкова. Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения поэта и писателя, чье имя долгое время было неизвестно широкой публике.

«Ослепительной красоты человек», «князь Мышкин русской поэзии» – такими эпитетами награждали современники Сергея Клычкова. Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения поэта и писателя, чье имя долгое время было неизвестно широкой публике. Клычкова не миновала кампания против крестьянских поэтов. Он навлек на себя особое негодование борцов с «кулацкой литературой» и был репрессирован. Не слишком удачно сложилась и судьба родовой усадьбы Клычкова в деревне Дубровки, которая сейчас приходит в запустение. На родине поэта побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Крестьянская усадьба в деревне Дубровки под Талдомом. Здесь родился и вырос Сергей Клычков. «Чародей русской литературы» – так называли его друзья. Ведь вся жизнь поэта была окружена легендами.

Сын сапожника-старообрядца, Клычков в детстве слушал рассказы бабушки Авдотьи о лешем, который играет на серебряной свирели. Или о русалке, живущей в этом пруду. Были в семье поэта и свои предания.

«Когда Сереже было лет 5-6, в дом пришел странник, которых тогда много бродило по Руси, – рассказывает внучка поэта Татьяна Тихонова. – Его накормили, обогрели, приютили, он прожил здесь несколько дней, а когда уходил, он посмотрел на Сережу и сказал что за этим мальчиком большое будущее».

Эту усадьбу строили родители Сергея Клычкова на средства от пошива обуви. Когда-то здесь на первом этаже располагалась мастерская, а на верхнем – в светелке, которую Клычков называл голубятней, молодой поэт искал вдохновения.

«В окошко виден Чертов лес, он до сих пор существует вокруг усадьбы, и вся природа сохранилась, она помнит семью Клычковых, – говорит Татьяна Тихонова. – Это любимое место уединения, где он творил, писал стихи».

Сказочник, мифотворец Сергей Клычков писал стихи о крестьянской жизни ярким, самобытным языком. Дружил с Клюевым и Есениным. Именно Клычкову Сергей Есенин посвятил свое, ставшее знаменитым: «Не жалею, не зову, не плачу...». А прозу Сергея Клычкова литературоведы уже называют одним из первых образцов магического реализма.

«Когда его стали переводить во Франции, специалисты по творчеству это обнаружили, – поясняет литературовед Владимир Смирнов. – Смотрите, в России, в 20-е годы, когда не пахло никаким магическим реализмом, все это уже было, был такой человек».

В 37-м Сергей Клычков был расстрелян по ложному доносу, его творчество попало под строжайший запрет. Некоторые произведения были уничтожены. Клычков оставил после себя три романа из незавершенного девятикнижия «Живот и смерть» и девять поэтических сборников. Не так давно Евгений Евтушенко посвятил Клычкову статью, где назвал его поэтом первого ряда.

«Это замечательный был поэт, – считает Евгений Евтушенко. – Он завещал нам всем не бросать людей в беде, как не бросает доктор больных, как не бросает тюремный священник ведомых на казнь, оставляя человеку возможность, право перед смертью осознать грех и покаяться».

Со смертью Сергея Клычкова, усадьба опустела, здание передали детскому дому, а затем химико-технологическому институту. В 90-х здесь открылся музей поэта. Сейчас в усадьбу не пускают посетителей: здание ветшает и разрушается. На стенах – широкие трещины. Проседает фундамент. Несколько лет назад должна была начаться реставрация, но денег в районной администрации не нашлось.

«Наш комитет по культуре принимает всевозможные меры, но нам мешает 131-й закон, мы являемся филиалом Талдомского литературного музея, – рассказывает основатель дома-музея С.А. Клычкова Татьяна Хлебянкина. – Музей муниципальный, если бы мы были городским музеем, мы могли бы войти в какую-нибудь программу, но закон препятствует».
Из-за аварийного состояния усадьбы уникальную экспозицию временно перевезли в Талдомский историко-литературный музей: прижизненные издания сборников «Дубрава», «Последний Лель», «В гостях у журавлей», подлинную мебель и утварь семьи Клычковых, рукописи и иконы.

«Дед поэта был богомольцем, исходил немалое количество святых мест, – рассказывает заместитель директора Талдомского историко-литературного музея Сергей Балашов. – Однажды отправился из Талдома прямиком на Афон и оттуда принес образ Богоматери Троеручицы. Одно из первых своих произведений Клычков посвятил этой иконе, оно называется «Образ Троеручицы».

В юбилейный для Сергея Клычкова год исследователи его творчества проводят серию литературных вечеров. Они надеются, что родовую усадьбу поэта все же отреставрируют, и в ней вновь будут проводить экскурсии.

Новости культуры