Константин Хабенский научился играть на контрабасе
В афише Художественного театра новое название - «Контрабас» Патрика Зюскинда. Московские театралы помнят успешный спектакль с Константином Райкиным в главной роли – худрук «Сатирикона» за эту работу получил «Золотую маску». И вот теперь молодой режиссер Глеб Черепанов взялся за дебютную пьесу немецкого драматурга. В ней Зюскинд рассказал о том, как работал когда-то музыкантом, но успеха не добился. Его историю на сцене МХТ сыграл Константин Хабенский. Рассказывают «Новости культуры».
«Мечта любого контрабасиста – играть Шуберта, а мечта любого актера – побыть клоуном», – цитирует Константин Хабенский пьесу Зюскинда. Он присмотрел для себя эту роль уже несколько лет назад, но рад, что все случилось именно теперь: сам – в полной готовности, команда – режиссер Глеб Черепанов, сценограф Николай Симонов – полностью разделяют взгляд на материал. Совместную работу они начали с конца: изменили финал пьесы.
«Мы придумали, на мой взгляд, достаточно резкий и наглый финал, неожиданный, но как показывает зритель, который приходит на спектакль, для него нет разницы в том, что мы придумали, и в том, что написал Зюскинд, – говорит Константин Хабенский. – Он считывает это одинаково. То есть мы не настолько сильно разрушили структуру произведения».
О том, как именно изменился финал, и услышим ли мы игру Хабенского на контрабасе, создатели спектакля предпочитают умолчать – берегут для зрителей. Да и не это, мол, главное. Вслед за Зюскиндом, музыка здесь – только повод и фон для истории героя.
«Для нас это спектакль о гибели таланта и гибели способностей, когда он начинает жить не своей жизнью, заниматься не своей профессией, с чужими ему людьми, – рассказывает Глеб Черепанов. – И вообще проживать не свою жизнь. Мне кажется это с многими бывает очень часто – по разным причинам».
Гибнет талант в окружении более 50 мягких матрасов, которыми герой изолирует себя от внешнего мира. Простота сценографии объяснима: у героя Зюскинда не было денег на хоромы. Зато была Любовь. Одиночество. Жажда поступка – и неспособность его совершить. Обостренное чувство божественного – и невозможность его достижения… Константин Хабенский в роли талантливого аутсайдера, которому не слишком повезло в жизни, пьющий, неуверенный в себе и тайно влюбленный – подарок для поклонников.
Для Глеба Черепанова «Контрабас» – дебют на большой сцене МХТ. Для Константина Хабенского – проба себя в моно спектакле, или почти – моно: актер избегает такого определения жанра. Для «Контрабаса» – второе появления на московских подмостках.
Для Патрика Зюскинда, которому в конце марта исполнится 65, – приятное напоминание о первой пробе пера. Чем станет постановка для зрителя, будет понятно уже совсем скоро.
Новости культуры