Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Окуневской
В одном из последних интервью Татьяна Окуневская говорила, ни в коем случае не называйте меня «великой», все, что угодно – только не пишите, что я гениальная актриса». Она была одной из самых ярких звезд советского кино первой половины двадцатого века. Неотделимыми друг от друга в ее судьбе стали триумф и трагедия. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Татьяны Окуневской. Рассказывают «Новости культуры».
Женщина с железной волей и сильным характером, окружившая себя тайнами Татьяна Окуневская много фантазировала, иногда лукавила. В этой квартире она была настоящей – без грима и царственных костюмов – хрупкой, аскетичной, любящей одиночество и искусство. Такой ее запомнил внук Александр Липницкий.
«Она знала, как держать себя в форме, – рассказывает внук Татьяны Окуневской, режиссер Александр Липницкий. – Она вообще не понимала женщин, которые мучаются от лишних килограммов. Она хорошо знала свое тело, и вдохновлялась культурой, и ходила на все премьеры и всяких подпольных даже театров. Ее всегда приглашали, зная, что она придет».
Даже в кино Окуневская попала так же: пригласили, пришла. В буквальном смысле – с улицы на съемочную площадку. Ее первая роль – в фильме «Пышка» начинающего тогда режиссера Михаила Ромма. После – «Горячие денечки», и сразу – главная роль.
Окуневская в роли Тони Жуковой имела большой успех. Актрису заметил режиссер Николай Охлопков, пригласил в свой Реалистический театр. Казалось, карьера идет в гору, и рядом – удача. Но в 37-м арестовали отца и бабушку. Саму актрису уволили из театра. На съемочную площадку вернулась только во время войны. Снялась сразу в трех картинах: «Александр Пархоменко», «Ночь над Белградом», «Это было в Донбассе».
В 48-м по обвинению в шпионаже и в антисоветской агитации Окуневскую арестовали. Шесть лет лагерей. Потом – месяцы адаптации к нормальной жизни.
«Ей никто не звонил в первые месяцы, – рассказывает Александр Липницкий. – И только Петр Олейников, замечательный актер, и видимо, мужественный человек, сразу ей позвонил, она рассказывала очень трогательно. Он говорит, давай-ка выйдем во двор. Он привез с собой водку, колбасу. Они сели во дворике, выпили, и начали плакать».
Она и после лагерей была так же красива, только стала сильнее духом. Продолжала сниматься, правда, уже не в главных ролях. Последняя работа Татьяны Окуневской – в фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман». Была написана специально для нее и снята в один дубль.
«Мы написали, она читала очень критично, – вспоминает Александр Митта. – Слова и выражения, которые она не хотела произносить, она не произносила. Ее нельзя было уговорить. Правда, я и не пытался».
Окуневская умела вскружить голову, в нее влюблялись, даже когда ей было за 80. О тяжелых и счастливых днях своей жизни, о многочисленных романах актриса написала книгу «Татьянин день». А ее любимая картина висит на стене до сих пор – «Загнанная лошадь» неизвестного автора. она будто напоминала актрисе про ее жизнь – с крутыми поворотами и стремительным бегом – всегда вперед.
К 100-летию со дня рождения Татьяны Окуневской смотрите сегодня на нашем канале в 23.50 художественный фильм «Горячие денечки», а в среду 5 марта в 13.20 – не пропустите документальную ленту «Нет смерти для меня».
Новости культуры