Большие надежды "Большого джаза"
Слово "стандарт" часто произносят с негативной окраской – как синоним слова "шаблон". Но только если речь не о джазе. Здесь о стандартах рассуждают с пиететом, и в репертуаре уважающего себя джазмена их не меньше сотни. В мастерстве импровизации на стандарты продолжают соревноваться участники шоу "Большой джаз", которое выходит на нашем канале по субботам. К шестому туру в конкурсе осталось пятеро музыкантов. Рассказывают "Новости культуры".
Шестой - предпоследний - конкурсный день неожиданно оказался вдвое богаче остальных: вместо одной композиции участники исполняют сразу две. Импровизация на тему классики и так называемые "нью-орлеанские стандарты". Диаметрально противоположные музыкальные истории.
Саксофонист Дмитрий Мосьпан - про него коллеги говорят, один из лидеров конкурса - готовится выступить дуэтом с вокалистом Нью-Орлеанского оркестра Майклом Уотсоном. Знаменитую песню американца Джерома Керна "Smoke gets in your eyes" они репетируют и на сцене, и за ее пределами.
На сцену в этот день кроме конкурсантов выходят и те, кто выбыл из состязания в прошлых турах, но теперь уже в новом качестве. Так, например, Эльдар Цаликов солирует в составе Нью-Орлеанского оркестра в исполнении неожиданного музыкального эксперимента - знаменитого "Адажио" Альбинони в джазовой обработке.
"Я наслаждаюсь выступлением каждого участника, - говорит Эльдар Цаликов. - И узнаю больше о нем. Потому что у него в этом сольном произведении есть шанс больше раскрыться".
"Эта композиция была достаточно сложной для меня, - признается участник проекта Егор Крюковских. - Потому что там были смены размеров. Это все нужно было сделать вместе с Ирвином... Ну, как было, так и было".
Все участники признаются, играть классику в джазовой обработке - дело сложное. Гитарист Максим Шибин, например, вслед за знаменитой джазовой композицией "Dream a little dream of me" выходит с импровизацией на тему "Хабанеры" из "Кармен". Чуть легче, похоже, только пианисту Алексею Чернакову. Студент консерватории, он сочетает в себе навыки классического и джазового музыканта. Однако жюри встретило его исполнение неоднозначно. Композитор и пианист Николай Левиновский, слышавший "Вальс цветов" Чайковского в обработке Дюка Эллингтона, в его же исполнении, тут же преподает экспромт-мастер-класс.
"Я помнил о том соло виолончели, которое не вошло в эту партитуру, - говорит Алексей Чернаков. - И как русский пианист все-таки пытался какое-то настроение привнести оттуда. Потому что Дюк Эллингтон - не был русским пианистом, и его взгляд на Чайковского - это взгляд, скорее, такого джазового хирурга".
Уже имевшие возможность продемонстрировать свои таланты участники конкурса - продолжают удивлять. Подчас, неожиданными способностями.
"Перед нами стоит супер-професионал, готовой абсолютно к любой джазовой работе", - говорит председатель жюри Давид Голощекин.
"Критики может не хватать, - отмечает участник проекта Макар Новиков. - в такие моменты, когда ты понимаешь, что ты на грани, они дают силу для того, чтобы лучше выступить. Когда хвалят - можешь расслабиться".
А расслабляться, конечно, еще не время. Впереди - решение жюри, которое будет выбирать уже лучших из лучших.
Итак, не пропустите программу «Большой джаз». Она выйдет в эфир на нашем канале в субботу вечером в 21.00.
Новости культуры