Московская премьера оратории «Государево дело»

27 июня 2013 11:59
К 400-летию Дома Романовых ее написал композитор Александр Чайковский. Литературную основу составили разнообразные источники: это и хроникальные исторические фразы, отрывки из Евангелия и коронационных служб, фрагмент из «Бориса Годунова» и даже тексты из Интернета.

В концертном зале имени Чайковского состоялась московская премьера оратории «Государево дело». К 400-летию Дома Романовых ее написал композитор Александр Чайковский. Литературную основу составили разнообразные источники: это и хроникальные исторические фразы, отрывки из Евангелия и коронационных служб, фрагмент из «Бориса Годунова» и даже тексты из Интернета. Мировая премьера состоялась в Липецке, а в Москве ораторию исполнила симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского при участии актеров Александра Галибина и Оксаны Мысиной. Рассказывают «Новости культуры»

Работа над ораторией, рассказывает Валерий Полянский, была стремительной. Партитура Александром Чайковским написана за месяц, репетиционный процесс занял чуть меньше двух. Все это время с музыкантами работал композитор: корректировал, подсказывал, направлял. «Я не хотел картину хрестоматийную, хронологическую, я хотел, чтобы мы все время чувствовали сегодняшний день, потому что отношение до сих пор неоднозначное», -  объясняет народный артист России, композитор Александр Чайковский.

Неоднозначное отношение к главному герою – Николаю II - и у дирижера Валерия Полянского. «Для меня противоречивая фигура, он для меня и отец, и Государь, и Николай кровавый», - говорит он.

Самым сложным для маэстро – в процессе работы – было читать рукописную партитуру. Текст оратории включает фрагменты из Евангелия, лозунги Ленина, цитаты из «Бориса Годунова» Пушкина. Ноу-хау композитора – пролог оратории, в котором мнения интернет-пользователей о Николае II составили основу сцены.

Для чтеца – актера Александра Галибина – выступать на одной сцене с музыкальным коллективом – в новинку. Мыслит сценически, поэтому статичные симфонические номера раскрашивает собственными импровизациями. «Я получаю огромное удовольствие как актер, как слушатель, я получаю огромное удовольствие от того, что это очень достойно, культурно – такие слова хочется говорить этому человеку и этому оркестру», - признается Александр Галибин.

А для певцов – импровизации не допустимы. Олег Долгов не в первый раз исполняет сочинения Чайковского, говорит, за это время музыкальный язык композитора стал близок и понятен. «То, что она современная, об этом говорит то, что она написана только сейчас, в 13-м году, на самом деле в ней ничего такого модернового», - добавляет Олег Долгов.

Ключевые этапы жизни царя – от коронации до ареста и расстрела -рассказаны за два часа. Драматическая истории одной семьи и целого государства приобрела новое видение в музыкальной редакции Александра Чайковского.

 

Новости культуры