Премьера. Авторская программа Сергея Соловьева "Те, с которыми я… Динара Асанова"

20 июня 2014 12:14
29 июня на телеканале "Россия К" в рамках авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" – премьерный документальный фильм о режиссере Динаре Асановой (21:35). В 22:00 в эфире – киноповесть Асановой "Не болит голова у дятла".

"Не болит голова у дятла", "Пацаны", "Никудышная", "Ключ без права передач" – эти фильмы режиссера Динары Асановой стали классикой российского кинематографа. "Динара Асанова" (29 июня, 21:35) – премьерный фильм из авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" посвящен известному режиссеру.

Поначалу Динару Асанову снисходительно называли "направленкой" – во ВГИК скромная девушка из Киргизии поступила по направлению. Однокурсники вспоминают – полтора года она просто сидела и молчала. Никто из них и предположить не мог, что тихая и скромная, едва приметная Дина – будущий классик советского кино. "Она поступила во ВГИК по путевке, это ее очень мучило. Она сидела в аудитории ВГИКа и больше молчала. Когда Ромм обращался к ней, она что-то шептала в ответ, ничего не было слышно", – рассказывает Сергей Соловьев.

Очень скоро немногословная Динара Асанова заставила говорить о себе как о зрелом и неординарном художнике, дебютировав с картиной "Не болит голова у дятла" (29 июня, 22:00). "На третьем или четвертом курсе мне в руки попался абсолютно гениальный сценарий прекрасного драматурга Юрия Клепикова "Не болит голова у дятла", – рассказывает Сергей Соловьев. – Это был шедевр! Я такого никогда не читал. Я до сих пор помню, как он был написан. Сейчас пишут что-то холодное и бездушное. Исключительно талантливый Клепиков сочинил тогда русский сценарий, написанный гениальной русской прозой. Динара Асанова сняла грандиозный фильм по этому сценарию. Но после просмотра фильма председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш дал ленте третью, самую ужасную, категорию и сказал, чтобы он больше ничего не слышал ни о режиссере, ни о дятлах, ни о чем другом в таком духе, и добавил, что нам нужно здоровое поколение. Картина отправилась бы на полку, если бы не одно "но". У Ермаша была одна странная черта. Когда он чувствовал, что перегнул палку, у него просыпалось чувство вины. Так у Асановой появилась возможность снять другие свои картины".

Формула ее творческой свободы – исследовать моральные вопросы и социальные проблемы. Многие из тех, кто ее знал лично, до сих пор уверены, что Асанова могла бы стать первоклассным педагогом и работать с трудными подростками. Но она стала режиссером, и свои главные ленты сняла о подростках. Тема взросления стала главной в ее творчестве, но ее кино никак нельзя назвать "детским". "Когда я думаю о том, в чем художественный феномен Динары, всего того, что она делала, то первым делом думаю о том, что она была человеком ауры. То есть неважно, кто и что говорил, какую дешевку или дороговизну публицистической мысли о совершенстве или наоборот несовершенстве школы как маленькой модели общества озвучивал, отбросив все это, Динара в своих работах рассказывала, прежде всего, о движении душ, об их взаимопроникновении и взаимном влиянии. Эта аура Динары еще носила поразительно изящный восточный характер. Уникальный феномен в истории отечественной культуры. В абсолютно русское кино и русское сознание она привнесла те изящество и тайну восточной женщины, которые были свойственны только ей".

Казалось, Асанова не щадит себя, раздаривает всем, с кем соприкасается. Она прожила всего 42 года. "Я бы не мог назвать эту жизнь счастливой, она все время была в крайнем душевном и духовном напряжении. Казалось, что она все время бежит стометровку на пределе человеческих сил и возможностей. Чем больше, шире и справедливее становилась ее слава, тем грустнее делалось у нее на душе. В последнюю нашу встречу я спросил: "Над чем ты сейчас работаешь?" Она ответила, что снимает кино о детях. Потом помолчала и добавила: "Даже если сниму до конца, ты не смотри. Знаю, что нужно все сделать по-другому, но снимаю то, что получается. Ты не смотри!" Это говорила в ней невероятная застенчивость той прекрасной девочки, которая когда-то сидела в углу в аудитории ВГИКа".

В программе использованы фрагменты художественного фильма "Пацаны", фото- и видеоматериалы из архива.

Пресс-служба телеканала "Россия К"