"Белый Ягель" вступил в конкурсную борьбу

25 июня 2014 09:44
Фильм "Белый ягель" по повести ненецкой писательницы Анны Некраги снял режиссёр Владимир Тумаев. На фестиваль лента попала, что называется, с пылу с жару, хотя съемки происходили в экстремально холодных условиях.

На Московском Международном кинофестивале, который проходит при поддержке банка ВТБ, накануне в борьбу вступила первая картина российского производства. Фильм «Белый ягель» по повести ненецкой писательницы Анны Некраги снял режиссёр Владимир Тумаев. На фестиваль лента попала, что называется, с пылу с жару, хотя съёмки происходили в экстремально холодных условиях. Создатели до самого последнего момента не были уверены, успеют ли закончить картину в срок. Она даже не была включена в каталог. Съёмочная группа вместе со зрителями впервые увидела свою работу полностью и на большом экране. Рассказывают «Новости культуры».

В день, когда режиссер Владимир Тумаев прочел сценарий «Белого ягеля», он уже знал: будет снимать.

«Я прочитал и, конечно, за него схватился, – рассказывает режиссер. – Мне давно хотелось рассказать о народе, о котором мало, что мы знаем. Большей частью по анекдотам, отрывочным сведениям. А тут целая история. Я прочитал повесть, и поехали мы туда. Была не одна краткосрочная экспедиция, мы ходили вместе с ними, кочевали, спали в их чумах, провели какое-то время среди них. И был просто покорен всем этим миром. И хотелось рассказать о нем».

Рассказывать о мире ненцев пришлось в условиях не простых – градусник стабильно держался на отметке от минус 30 до минус 40 градусов. Обстоятельства съемок были настолько необычными, что участники проекта сделали отдельный фильм о том, как снимался «Белый ягель». Члены съемочной группы узнали, что мобильные сети в тундре не ловят, и никакое термобелье от лютого мороза не спасают. А вот оленьи кисы на босу ногу и одежда из оленьей шкуры – защищают вполне. А еще обнаружили очень счастливых людей, которые, как и поколения их предков, живут тяжелой жизнью вечных кочевников.

Сюжет картины довольно прост. Молодой ненец Алешка женится по настойчивой просьбе матери, чтобы не опустело родовое гнездо, не угасал род. Но сердце его тоскует по Анико – дочери старого соседа. Десять лет назад Анико покинула стойбище и ушла жить на большую землю. Но Алешка до сих пор каждый день ждет свою несбывшуюся любовь… На главную роль – Алешки – пригласили Евгения Сангаджиева. Актер 7-й Студии МХТ Кирилла Серебренникова, востребован в театре и много играет в кино, признается: опыт «Белого ягеля» – самый экстремальный в его жизни. И дело не в морозах, не в необходимости играть роль на ненецком языке – иногда на освоение одного слова уходило по пять часов. Дело в столкновении с другой цивилизацией.

«Они очень энергетически сильные люди, – говорит Евгений Сангаджиев. – Потому что не тратят свою энергию попусту. Они объемные – ты их щупаешь руками – они реальные люди, но ты не веришь что можно в этом выжить просто».

Яркая женская роль – нелюбимая жена Алешки. Ее играет Галина Тихонова. Начинающая актриса из якутского Театра Олонхо, она не уверенно говорит по-русски. Для нее это тоже – первая встреча с тундрой и ее обитателями.

«И люди очень хорошие, очень душевные и родные, такие близкие», – говорит актриса.

Без малого два часа на экране – самобытный национальный колорит ненцев – жители тундры ходят в аутентичных костюмах, соблюдают традиции, едят сырое оленье мясо, обагряя кровью руки. При этом у них есть мобильные телефоны и интернет, они смотрят по телевизору свадьбу британского принца. Этот мир кажется сказочным, слишком нереальным. А тем временем главным героям предстоит сделать обычный человеческий выбор, потерять и найти себя. А потом – покинуть стойбище и отправится дальше, вслед за оленями, которые нашли новый ягель – олений мох, и идут туда, где смогут себя прокормить.

Все материалы темы>>>

Новости культуры