Вспоминая Николая Пастухова

26 июня 2014 13:31
23 мая 2014 года ушел из жизни актер театра и кино, народный артист РСФСР Николай Пастухов. В память о нем на телеканале "Россия К" – фильм из авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" (6 июля, 19:40) и кинолента "Станционный смотритель" (6 июля, 20:30).

23 мая 2014 года ушел из жизни актер театра и кино, народный артист РСФСР Николай Пастухов. В память о нем на телеканале "Россия К" – фильм из авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" (6 июля, 19:40) и кинолента "Станционный смотритель" (6 июля, 20:30).

Автор программы "Те, с которыми я…" (6 июля, 19:40) Сергей Соловьев рассказывает об актере Николае Пастухове, совершенно исключительной личности и человеке уникального жизненного и духовного опыта. В программе Сергей Александрович ведет неторопливую беседу с Николаем Пастуховым, который вспоминает о своем детстве и военной юности, о первых шагах в театре и кино.

Про таких актеров, как Николай Пастухов, принято говорить "мастер эпизодов". Ролей у актера было немного, но играл он их с поразительной силой – даже к бессловесной роли он готовился, как к самой главной. Лучшие свои роли, составляющие особую страницу в истории российского кино, актер сыграл в фильмах "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", "Дядя Ваня", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "От зари до зари", "Станционный смотритель". Его герой – маленький человек, наделенный широкой русской душой. Человек кроткий в несчастьях, безответный, способный на нежные чувства и достойный искреннего сострадания. Именно такой и есть Вырин, сыгранный Николаем Пастуховым, актером, созданным, кажется, для этой роли. Склонность к рефлексии, суетливая жестикуляция, сбивчивая речь. Именно от этих качеств Сергей Соловьев был в восторге – наконец, он нашел своего героя. Режиссер долго искал Самсона Вырина для своего фильма "Станционный смотритель" (6 июля, 20:30).

Рассказывает Сергей Соловьев: "Когда я впервые задумался об экранизации "Станционного смотрителя", то долго не мог подобрать нужную форму для будущей картины. В голове у меня не было ни одной идеи. Я сел, взял в руки томик с прозой Пушкина, пролистал все это дело и стал мучительно думать: "А на что похожа эта повесть?" Вдруг на меня снизошло внезапное озарение – на городской романс! Я сразу пригласил на роль соблазнителя Минского Никиту Михалкова, молодого и энергичного актера, на роль Дуни – Марианну Кушнирову. Она действительно обладала совершенно удивительным женским обликом, тем, который в русском языке называют "пленительным". После их проб я понял, что эстетика русского романса идеально вырисовывается в этом фильме. Не хватало только исполнителя роли станционного смотрителя Вырина. О Пастухове вспомнил Никита Михалков. Коля играл Телегина-Вафлю в картине Андрона Кончаловского "Дядя Ваня". Я пришел в гримерную, где увидел довольно тучного, пожилого и никак невыразительного господина. Честно говоря, это было очень слабое отражение Вафли. Видимо, мне не удалось скрыть на лице своего огорчения и разочарования, потому что Николай Исаакович это заметил и сказал: "Я вижу, что вас что-то огорчает. Что именно?" Так завязался наш разговор. Через пять дней на съемочной площадке появился Николай Пастухов. За пять дней он похудел почти на десять килограмм. У него сразу же проступили скулы, лицо приобрело трагический характер, глаза ввалились. Я посмотрел на него и понял – это и есть настоящий Вырин".

К главной роли Николай Пастухов подошел со свойственной ему ответственностью. Ключевую сцену, когда Вырин бежит за дочерью по полю, сняли за пятнадцать дублей. В общей сложности, проваливаясь в талый снег, актер пробежал пять километров. Режиссер говорил: "Не надо пятнадцать дублей". Его устраивал и третий, но актер настоял на пятнадцати. "Колину работу в этой картине можно сравнить с созданием миниатюры, портрета на кости, который сделан тоненькой, тоненькой кисточкой. С поразительным тонкостью и проникновением в человеческую душу сыграл он Вырина", – убежден автор программы. После этой ленты за Пастуховым окончательно закрепилось амплуа "маленького человека". Позже Соловьев сказал: "Пастухов сыграл самого себя". Он такой и в жизни – тихий, душевный, трогательный.

Использованы фрагменты фильмов "Станционный смотритель", "От зари до зари", "Дядя Ваня", отрывок из спектакля "Поздняя любовь" в постановке Театра Российской Армии, а также редкие архивные кино- и аудиоматериалы.

Пресс-служба телеканала "Россия К"