В столице открылась выставка Манабы Магомедовой
Её называют «Серебряной легендой Кавказа», и сам Расул Гамзатов посвящал её стихи. В Государственном историческом музее открылась выставка Манабы Магомедовой – продолжательницы традиций знаменитых кубачинских мастеров. Экспозиция приурочена к 85-летию со дня рождения народной художницы Дагестана и составлена как подробный рассказ о её творчестве: здесь и первая, и последняя работы. Рассказывают «Новости культуры».
Манаба Магомедова любила повторять: «у меня две родины». Родилась в дагестанском селе Кубачи – традиционном центре художественной обработки металла, но большую часть жизни – 67 лет – прожила в Грузии. Там закончила Тбилисcкую академию художеств. При этом часто возвращалась в родные места: поучиться ювелирному мастерству у опытных кузнецов и златоваятелей. За свою жизнь мастер не только освоила все способы обработки серебра и других металлов, но и создала собственную технику.
«Белое, вот то, что вы видите – это напаянные перегородки, – показывает художник, дочь Манабы Магомедовой Лейла Изабакарова. – А на фоне вот это уже засыпана чернь, и она ее как бы выровняла на общую поверхность, и получилось, как сама мама называла – это перегородчатая чернь, вроде она не существует в ювелирной терминологии».
А началось всё с портсигара. Его Манаба увидела, когда ей не было и десяти. Его сделал отец – гравёр в одиннадцатом поколении. Всю жизнь она хранила его как талисман. Манаба решила продолжить дело отца, рано ушедшего из жизни, и стала первой женщиной в истории оружейного кубачинского промысла.
«Кстати, она никогда не пользовалась бормашинкой, которой пользуются сегодняшние ювелиры, – рассказывает Лейла Изабакарова. – Она до последнего использовала ручную дрель, которая тоже перешла к ней по наследству от отца ».
На творчество Манабы повлиял и ее дядя. Золотых дел мастер, он работал старшим реставратором Эрмитажа и даже изготовил серебряный письменный прибор для Николая Второго в честь рождения наследника престола. Сама Манаба потом тоже будет творить для известных людей. В ее подвесках и браслетах красовалась жена шейха Ирана – принцесса Сорайя, у космонавта Германа Титова есть перстень работы мастера.
«Был такой случай, я могу привести пример, – рассказывает Лейла Изабакарова. – В 80-м году руководство Грузии попросило сделать саблю в подарок Брежневу, который должен был приехать в республику. Попросили сделать ее за неделю – она сказала, это невозможно, но заказ был выполнен и передан ему прямо в самолет, перед отлетом».
Кроме оружия, украшений, столовой утвари, на выставке представлены серебряные оклады книг. Среди них особое место занимают обложки к произведениям Расула Гамзатова. Поэт в долгу не остался – посвятил художнице стихотворение. Её работы он называл «поэтической мечтой о совершенной красоте».
«Манаба, в общем, так много сделала обложек на его произведения и еще на произведения дагестанских писателей, что папа даже шутил: “Манаба, тебя надо принимать в союз писателей Дагестана”», – вспоминает директор Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С.Гамзатовой, дочь Расула Гамзатова Салихат Гамзатова.
Манаба постоянно экспериментировала с узорами и орнаментами. На выставке – около трехсот работ художницы. И это лишь небольшая часть. Творила Манаба фанатично – трудилась по четырнадцать часов в день до последних дней жизни. Как признается дочь: в детстве вместо колыбельной на ночь обычно слушала стук молотка. А, повзрослев, пошла по стопам матери. Работы Лейлы Изабакаровой, выполненные в технике расписной эмали, также можно увидеть на выставке. Это «древо желания» – плод совместного творчества матери и дочери. 34 кольца и 4 кулона висят на медной изогнутой ветке уже более тридцати лет. А рядом последняя работа Манабы Магомедовой – кольцо, как завершающий аккорд её насыщенной жизни и яркого творчества.
Новости культуры