Шедевры старого кино. Формула успеха советского человека

15 декабря 2006 17:07
Фильмы тридцатых годов не новинка для нашего зрителя, тем более для поколения наших отцов и дедов. Мы правильно и традиционно считаем этот кинематограф кинематографом, творящим сказку о нашей стране, кинематографом, создающим утопию. Мы помним комедии Пырьева, комедии Александрова, структуру их сюжетов, образы главных героев и героинь, но было много других фильмов, которые совсем неизвестны нашему зрителю.

Фильмы тридцатых годов не новинка для нашего зрителя, тем более для поколения наших отцов и дедов. Мы правильно и традиционно считаем этот кинематограф кинематографом, творящим сказку о нашей стране, кинематографом, создающим утопию. Мы помним комедии Пырьева, комедии Александрова, структуру их сюжетов, образы главных героев и героинь, но было много других фильмов, которые совсем неизвестны нашему зрителю. Мы представляем фильм «Случайная встреча» (смотрите 15 декабря в 11:00), это классика украинского кинематографа. Фильм, который Игорь Савченко снял в тридцать шестом году, фильм, который по сути так и не вышел к зрителю. Он был подвергнут обвинениям в формализме, он переснимался, перемонтировался и в общем недолго существовал на экранах кинотеатров. Это очень интересная история, потому что фильм несет все отпечатки классической социальной утопии того времени.

Полустертые следы советской утопии и сегодня наполняют нашу повседневность. В прекрасный мир вглядываются настороженно-вдохновенные лица советских скульптур. Туда может погрузить московское метро. О ней напоминает архитектура, мозаики, барельефы на стенах домов, рассказывают названия улиц, заводов и городов… Но оживить коллективную мечту о мировой и социальной гармонии, собрать все следы в целостную картину мира может только кино 30-х годов прошлого века. Оно наиболее концентрированно передает энергию и обаяние утопии.
Это мир вечной молодости и оптимизма, где нет места одиночеству, тоске и сомнениям. Нравственные парадоксы и индивидуализм дореволюционной интеллигенции заменены спортом и идеалом здорового коллективизма. В начале фильма «Случайная встреча» звучит песня: «Наша молодость плыла сквозь моря и реки, наши крепкие тела не согнуть во веки». На экране – спортивная и жизнерадостная молодежь. Те же крепкие и накачанные тела, что застыли на картинах Дейнеки или фотографиях парадов Родченко.

Молодость и весна, спортивное тело и здоровье – знаковые для искусства 30-х образы. Они несут в себе энергию и самолюбование обновленного мира. Этот мир молод, агрессивен, готов к самозащите и нападению. «Над страной весенний ветер веет, с каждым днем все радостнее жить, и никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить». И вслед за этими строками «Песни о Родине» следует предупреждение: «Но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать…». Поэтому нормы ГТО, как и лозунг «Готов к труду и обороне», касаются каждого, - власти нужны спортивные и здоровые тела своих граждан. Так тема спорта пересекается с темой всеобщей мобилизации.

Во второй половине 30-х единственно возможным художественным методом становится соцреализм. В официальном определении соцреализма сказано, что задача советского художника – отображать «действительность в ее революционном развитии». Это значит, что показанное в романе или на экране настоящее – это и есть прекрасное будущее (или то, что говорит о его приближении). Поэтому фильмы о советской жизни включают фантастическое на правах реального. Или на правах символа чудесной жизни, которая, будто рай верующих, ждет всех истинно советских людей.

В фильме «Случайная встреча» будущее представлено в виде чудо-игрушек, которые проектируют главные положительные герои – Иринка и Петр. Вот директор комбината демонстрирует детям деревянный заводик по сборке машин – с одной стороны кладешь детали, а с другой стороны выезжают машинки. Вот по директорскому кабинету, завораживающе парит радиоуправляемый дирижабль. Пока это детские игрушки, вскоре они станут частью советской реальности.

Еще одно чудо социалистического реализма – это положительные герои. Искренние, цельные, сильные, талантливые. Такова Иринка – главная героиня «Случайной встречи». Передовик производства, спортсменка, любимица детей, гордость коллектива, совместившая материнство с творческой работой и профессиональным спортом. Идеал успешной советской женщины, в равной мере реализованной и в семье, и в обществе. Намного позже над этой формулой идеального женского персонажа будет иронизировать Гайдай в фильме «Кавказская пленница»: «Красавица, спортсменка, комсомолка» , - нахваливает свой брачный товар хитрый дядюшка.

Сюжет фильма «Случайная встреча» строится на семейном конфликте двух целеустремленных героев. Ссора происходит между советским мужчиной, который мечтает о славе и спортивных рекордах, и советской женщиной, которая хочет совместить рекорды и материнство.
Импульсивного, резкого и самоуверенного Григория Рыбина сыграл Евгений Самойлов, в тот период актер Театра им. В. Мейерхольда. Это его первая роль в кино. В последующих фильмах он играл роли возвышенных, искренних и ярких личностей и запомнился зрителю как положительное лицо советского экрана 30-50-х годов.

Любимый человек или муж не хочет ребенка и оставляет женщину одну – в силу своей реалистичности эта человеческая драма всегда вызывает сочувствие. Поэтому она стала устойчивым мелодраматическим сюжетом в кино и литературе. Однако реалии закадровой жизни всякий раз влияют на трактовку персонажей и развитие сюжета, достаточно сравнить «Случайную встречу» с культовым фильмом брежневского застоя «Москва слезам не верит», в котором, вроде бы, происходит нечто подобное…
Здесь одна из примет эпохи 30-х – открытость личной и семейной жизни коллективу. В 30-е годы принято разрешать семейные конфликты «всем миром» и под руководством старших товарищей. Семейные ссоры и личная жизнь обсуждаются на комсомольских собраниях, ими занимаются партия и профсоюзы. В кино 30-х самым взрослым, справедливым и мудрым, как правило, оказывается партийный работник или человек, занимающий самую высокую в фильме должность. В его подчинении находится беспокойная, искренняя, наивная молодежь – «дети». «Отец коллектива» - такова роль и директора комбината детской игрушки Василия Федоровича. Именно к нему приходит Петр со словами «беда у нас», узнав о ссоре Иринки и Гришки.

Фильм снимался и монтировался параллельно с пропагандисткой кампанией, предшествовавшей госуказу о запрете абортов. Указ вышел в том же, что и «Случайная встреча», 1936 году. Фильм демонстрирует, как легко материнство встраивается в активную социальную жизнь и не мешает рекордам. В финале Иринка Михайлова, мама трехлетней девочки, становится чемпионом СССР. Григорий Рыбин – отец-отказник – посрамлен. Так трогательная мелодрама сочетает оптимистичный финал с велением времени.

Еще один актуальный закадровый сюжет – пропаганда стахановского движения. Поэтому Ирина – передовик производства, для того, чтобы заменить ее на время соревнований, детские игрушки проектирует весь коллектив.

Несмотря на то, что фильм полностью соответствовал двум актуальным партийным программам, «Случайная встреча» не сразу вышла к зрителю. Кинолента, первоначально названная «Месяц май», была обвинена в формализме, год переснималась и перемонтировалась, и вскоре после выхода на экраны осела в киноархивах.

Режиссер фильма – Игорь Савченко, один из создателей советского киноэпоса и галереи цельных, ярких, темпераментных героев. Лучшими его картинами киноведы называют «Гармонь» (1934) и «Тарас Шевченко» (1951). Даже в перемонтированном виде «Случайная встреча» демонстрирует вкус режиссера к красоте кадра и любовь к фольклорному символизму. Иринка, узнавшая о беременности, мечтает о будущем сыне на фоне цветущего яблоневого сада. Разгар весны, месяц май, - это фольклорный символ молодости и обновления мира. Сам прием использования фольклорной символики отсылает к эпическому шедевру Довженко, фильму «Земля»: подобно тому, как в «Случайной встрече» надежду и ожидание будущего символизирует цветущий сад, в «Земле» конец человеческой жизни сопоставлялся с осенней порой и падающими от спелости плодами... Чувство кадра и формы в полной мере воплотилось не столько в фильмах самого Игоря Савченко, сколько в картинах его учеников, которые вошли в кино на волне оттепели. Из вгиковской мастерской Савченко вышли такие режиссеры, как Параджанов, Хуциев, Алов, Наумов.

Злободневность фильма «Случайная встреча» давно уже стала достоянием истории. Зато искренность игры актеров, красота режиссерских и операторских находок, обаяние утопии остается достоянием любого зрителя, в том числе и современного.

Ольга Романова
По материалам передачи "Шедевры старого кино"