"Биеннале поэтов" проходит в Москве
Каждые два года столица превращается в город поэтов. Доказательство тому – традиционный Московский Международный фестиваль «Биеннале поэтов», который проходит уже в восьмой раз. Все внимание в этом году отдано поэтам стран Балтии. О чем поёт муза Севера, рассказывают «Новости культуры».
Поэт из Минска Дмитрий Строцев не читает, почти поет свои стихи. Может на русском, а может и на белорусском – ведь в пространстве поэтического языка конфликтов не существует. А президент фестиваля Евгений Бунимович вспоминает, как впервые биеннале открывали в тревожном 99-м году, когда в Москве взрывались дома. Но поэты все равно приехали. Ведь переход границы – в том числе собственного страха и общепринятых норм – свойство настоящей Поэзии.
«В последнее время я заметил, что очень много пафоса появилось в наших культурных мероприятиях, я стараюсь его снимать», – говорит президент фестиваля «Биеннале поэтов» Евгений Бунимович.
Переходить границы языка привык поэт Игорь Котюх. Он пишет на русском и на эстонском, поясняет: на его родине поэзия – не просто лирика.
«Эстонская поэзия очень остра в социальном плане, то есть поэт – не просто созерцатель холмов и красот, но участник общественной дискуссии, ему важно как выглядит наша экономика, что происходит в политике и так далее», – рассказывает Игорь Котюх.
На тот случай, если в политике ничего не происходит – ни хорошего, ни плохого – есть норвежская поэзия.
«Я пишу и о природе, и об отношениях между людьми, и о жизни в глобальном смысле, – говорит поэт из Норвегии Одвейг Клаве. – Нет одной какой-то темы – это просто способ проверить язык на прочность и обрести новый взгляд на язык, сменить оптику для рассмотрения реальности».
«Северными» на этом фестивале считаются даже петербуржские поэты – к ним, молодым, говорящим и пишущим на русском внимательно прислушивается швед Рагнар Стремберг – его первый сборник вышел в свет в 1975 году – многие из тех, кто сегодня здесь, в то время еще не родились.
«Современная русская поэзия в Швеции не очень хорошо известна, – отмечает Рагнар Стренберг. – Последний большой поэт, которого все знали у нас, был Бродский. Он был действительно удивительным поэтом, гений».
Шанс познакомится не просто с русской поэзией в родной для нее среде и с поэзией Севера есть до 16 ноября – хотя и после этой даты в течение двух недель в Москве будут проходить поэтические акции – отголоски биеннале.
«Наша задача, чтобы вся Москва, да что там – вся Россия почувствовала масштаб – поэзия есть, поэты есть, – говорит директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. – Стихи пишут очень крупные стихотворцы, и они способны прямо влиять на нашу жизнь».
Новости культуры