Выставки "Падение династии" и "Русский модерн" открылись в столичном музее "Дом иконы"
Два года на сбор экспонатов и полную реорганизацию тысячи квадратных метров. Все эти приготовления в столичном музее «Дом иконы» предшествовали открытию выставочного проекта. Он посвящен 400-летию дома Романовых, которое будет отмечаться в 2013 году. Зрителям представили две дополняющие друг друга экспозиции – «Падение династии» и «Русский модерн». На первой – личные вещи и документы семьи последнего императора. Вторая – своеобразный «фон» времени одного из последних «великих» стилей в искусстве. Рассказывают «Новости культуры».
«Милая дорогая», так, говорят специалисты, Распутин обращался к Александре Фёдоровне, когда что-то просил. Их слова подтверждают письма. Почерк и о чём идёт речь разобрать довольно сложно, но слово «помогите» можно прочитать. Здесь же – прижизненные портреты императора и императрицы кисти придворного художника Александра Маковского. Одна из фрейлин вырезала их из рам, вывезла из России и хранила в своём доме до самой смерти. После они оказались в частной коллекции. А вот трон и тросточка цесаревича, и та самая наволочка Марии Николаевны. По легенде, в ней из Зимнего дворца одна из придворных дам вынесла драгоценности. Икона Серафима Саровского, выполненная драгоценными камнями, бисером толщиной в несколько десятых миллиметра с помощью иглы не толще человеческого волоса – работа современных художников, но все же, имеющая отношение к Романовым, а точнее к Николаю Второму. Легенда гласит, что Серафим Саровский написал послание последнему императору, и опять же по преданию, больше чем через столетие оно было передано адресату.
«Император с огромным почтением прочитал это послание, и с очень расстроенным видом он и последняя императрица Александра вышли из монастыря в Сарове, – рассказывает художник Наталья Горковенко. – С огромным уважением, с огромным теплом в душе мы исполняли именно этот образ».
Живопись и иконопись конца XIX – начала XX века, организаторы не могли не представить на выставке. Эпоха Николая Второго, считается и эпохой русского модерна. А у его истоков стояли Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский.
«Впервые демонстрируется публике цикл «Сотворение мира» кисти Котарбинского, которые были выполнены в картоне и случайно попали к одному частному коллекционеру, живущему в Москве», – говорит главный хранитель музея «Дом Иконы» Ольга Никольская.
Орнаменты для цикла, говорят организаторы, разрабатывал Михаил Врубель. В экспозиции представлен один из набросков, сделанный Михаилом Врубелем при создании образа Богоматери. Перед законченной иконой, как гласит история, в начале ХХ века киевляне отказывались молиться. Дело в том, что в образе они узнали реальную женщину – Эмилию Прахову. Врубель был одержим этой женщиной и писал её всюду. Даже на этом наброске изобразил её дважды.
«Два, казалось бы, несовместимых изображения можно увидеть и на этом складне, у которого вставлена двусторонняя иконочка с Богоматерью Владимирской, а на обороте медуза Горгона, которая отгоняла злые силы от дома. Это было распространено в старообрядческой среде», – поясняет Ольга Никольская.
Более 300 экспонатов из различных музеев и частных коллекций воссоздают эпоху, в которой жила семья последнего императора, их современники, позволяя ещё более предметно прикоснуться к этой странице истории.
Новости культуры