80 лет со дня рождения кинорежиссера Элема Климова
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения кинорежиссера Элема Климова. Он всегда говорил о необходимости брать новые высоты. Его интересовала возможность кинематографическими средствами расшифровывать загадки жизни и работать с тонкими материями запредельных состояний. Элем Климов снимал, как жил, отточено, иронично, даже зло. Чтобы осуществить свою заветную мечту – экранизировать "Мастера и Маргариту", Климов ушел в творческий отпуск с поста первого секретаря правления Союза кинематографистов. Правда, отпуск оказался бессрочным. Рассказывают "Новости культуры".
"Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!", – говорил Михаил Булгаков. Не как титулованный председатель Союза кинематографистов, на кадрах хроники – мастер, желающий взять новую высоту. Элем Климов в Америке сообщает: он начинает снимать новый фильм по роману Булгакова "Мастер и Маргарита".
Еще студентом ВГИКа Элем Климов рассказывал друзьям о своем желании экранизировать роман Булгакова. Но эта рукопись – сценарий по "Мастеру и Маргарите" – не стала фильмом. Кажется, потомки того самого критика Латунского, разгромившего рукопись булгаковского мастера, преследовали Климова. Начиная с его курсовой короткометражки «Жених». Не понравилось музыкальное сопровождение.
Его первый полнометражный фильм – дипломную работу "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" – и вовсе пытались запретить.
"Фильм был с тяжелой судьбой достаточно. В общем, он спасал фильм. Он советовал вырезать то, что не нужно, так, чтобы фильм прошел", – вспоминает актер Илья Рутберг.
8 лет они, Латунские, запрещали сценарий "Агонии". Картину удалось закончить только с третьего раза. Но она была отправлена на полку на 10 лет. Аргументировали – в фильме не отражена роль большевиков. Дитя войны, Элем Климов хотел снять картину о той страшной Великой Отечественной. Но этот замысел воплотил не сразу.
Они познакомились во ВГИКе, поженились в 1963. Их – Ларису Шепитько и Элема Климова – называли самой яркой парой советского кино.
"Я ее так полюбил, и она меня. Это в каких-то высших проявлениях духовный союз был. Лучшее, что во мне есть, это от этого любовного союза произошло", – заверял Климов.
Его любимая – режиссер Лариса Шепитько – вместе со своей съемочной группой попала в автокатастрофу. Они только начали снимать "Прощание с Матерой" по мотивам повести Валентина Распутина.
"Началась работа над фильмом, и вот так поднят был дух затопленной Матеры, если переходить на язык мистики. Дух Матеры, не разобравшись, зачем его потревожили, взял затем от нас слишком большую, невосполнимую жертву", – говорил Валентин Распутин.
В память о любимой Элем Климов воплотил на экране ее замысел.
"Работа над "Прощанием" была невероятно тяжелой, потому что отец вошел в этот фильм буквально сразу после смерти мамы, и это его спасло. Это его психически спасло просто в самый тяжелый момент его жизни. Потому что он смог переключиться на работу и переключиться на завершение ее замысла", – говорит сын Элема Климова и Ларисы Шепитько – Антон Климов.
После этого "Прощания" он закончил картину о Великой Отечественной. Библейское название "Иди и смотри" вместо первоначального "Убейте Гитлера" – больше ни одной цензурной правки. На этой пленке Климов передал ад. Показал, что война – это просто зло. Без доли романтизма.
"Да, ему говорили, что "Иди и смотри" – это чернуха, что это смакование грязи, что нельзя так это все рассматривать, как он копошится в болоте. Он все это прекрасно понимал, он был очень тонкий художник, и поэтому он работал с очень высокой степенью выразительных средств", – подчеркивает кинокритик Алена Солнцева.
Последний фильм Элема Климова вошел едва ли не во все списки лучших о войне. Повлиял на западных режиссеров – в том числе и на Спилберга. А этот прием мастера, когда герой перестает слышать все, кроме своего дыхания, стал настоящим открытием.
"Он, действительно, является одним из важнейших русских режиссеров. Он был очень русский в своем взгляде на мир, не в смысле национализма, он нес в себе вот свой вот очень русский взгляд на мир в своей образности, в своих идеях. Элем Климов, на мой взгляд, снимал настоящее кино, а уже отношение у каждого может быть разное. Но это мастер был большой", – заверяет режиссер Карен Шахназаров.
Мастер писать рукописи, снимать кадры, которые не горят.
К юбилею режиссера 13 июля, в 17.50, смотрите на нашем канале документальный фильм "Наши души летят к невозможному…" , а по окончании, в 18.30, художественный фильм "Агония".
Новости культуры