"Жизнь за царя" – на родине супруги первого царя из династии Романовых
Исторические оперы на фоне исторических декораций, под открытым небом – событие нечастое. Из сравнительно недавних можно вспомнить «Псковитянку» в постановке Большого театра в Псковском кремле, «Садко» в Великом Новгороде – силами Мариинского театра. И вот последний пример – Академическая симфоническая капелла России и артисты столичных театров представили оперу Глинки «Жизнь за царя». Местом исполнения стал небольшой город в Калужской области – Мещовск. Из этих мест родом царицы – Евдокия Стрешнева – вторая жена Михаила Федоровича, и Евдокия Лопухина – первая жена Петра Великого. Рассказывают «Новости культуры».
Это едва ли не мечта детства Валерия Полянского. Оперу «Жизнь за царя» впервые увидел ещё ребёнком в Большом театре, с тех самых пор произведение Глинки не выходило из головы. Полянский взял первую редакцию либретто – барона Егора Розена. При подготовке поднял немало архивных материалов. Изучил, кажется, всё об Иване Сусанине и его подвиге.
«Это обязательно, потому что по-другому работаешь, по-другому люди к этому относятся, по-другому слушатель воспринимает это дело, – говорит Валерий Полянский. – Предвкушение просто ещё и от того, что это старый русский город что это, можно сказать, в какой-то степени глубинка».
Эту огромную сцену публик буквально окружила. Чтобы услышать оперу в концертном исполнении Академической симфонической капеллы России, места занимали даже на траве. Но прежде, чем у стен Свято-Георгиевского мещовского мужского монастыря, а именно здесь установили сцену, зазвучали первые аккорды, жители города возложили цветы к памятнику Евдокии Лукьяновны - жене первого царя из династии Романовых.
По велению Евдокии Лукьяновны Свято-Георгиевкий мужской монастырь был основан здесь – практически на окраине Мещовска. Первоначально он находился в нескольких десятках километрах от города. Ближе к Мещовску обитель перенесли в целях безопасности.
«Монастырь там страдал, это же была уже почти Литва там и часто литовские набеги, они причиняли ущерб самому монастырю, убивали монахов, поэтому монахам было тяжело там, – рассказывает настоятель Свято-Георгиевского ставропигиального мещовского мужского монастыря иегумен Георгий (Евдачёв). – В дальнейшем он стал хранителем – этот монастырь, самой большой частицы мощей Георгия Победоносца, существующей в истории России».
В исторических источниках один из старейших городов Калужской области впервые упоминается в 1238-м году.
«На протяжении многих веков по-разному пишется в летописи – то Мещовск, то Мезетск, то Мезенецк и с первого упоминания никогда не покидает летописи, – говорит кандидат исторических наук, заместитель министра культуры Калужской области Виталий Бессонов. – Здесь на этих территориях часто происходили военные столкновения».
Город пережил набеги татар, был под властью княжества литовского, выдержал осаду войска Лжедмитрия Второго, мятежи при последнем из Рюриковичей – Василии Шуйском. На Мещовск не раз нападали и поляки при первом царе из Романовых – Михаиле Фёдоровиче.
Роль спасителя царя Михаил Гужов исполняет не в первый раз. Уже пел партию Ивана Сусанина на сцене Челябинского театра оперы и балета.
«Только сейчас я почувствовал, что начинаю проникаться в музыку, понимать, что я за персонаж, – признается Михаил Гужов. – Понимаете, такие роли требуют очень большой работы и с первых двух спектаклей тут нельзя ничего показать, надо очень много спеть и сыграть, чтобы вжиться в этого персонажа. Это костюм моего героя. Достаточно простой, какие рубахи носили в древней Руси. Думаю, что вот в этой рубахе бывало много великих певцов. Я счастлив, что сам могу исполнить такую роль».
Роль Собинина для Олега Долгова в новинку. Ария, что звучит в опере – одна из самых сложных теноровых. Этот музыкальный Эверест певец брал постепенно – около полугода.
«Она трёх частная, – рассказывает Олег Долгов Две части – первая и 3я - героические, а вторая часть очень лирическая. Она очень белькантовая, её надо спеть таким светлым тёплым звуком. И при этом насыщена очень высокими нотами. В целом ария содержит 6 до, 1 даже ре бемоль. И это как бы предел для любого тенора. Здесь надо больше работать техникой».
Никаких декораций – только стены древнего монастыря и музыка Глинки – первой национальной оперы о жизни, отданной за царя – первого из рода Романовых.
Новости культуры