Скульптурные ансамбли в финском посёлке Керимяки

22 июля 2013 15:36
Савонлинский оперный фестиваль – самое популярное международное событие в культурной жизни Финляндии. Он длится месяц, и всё это время за ним следит вся страна. Билеты на спектакли раскупаются за полгода до открытия, а в самом городе наблюдается редкое для него явление – автомобильные пробки. Но не только этим фестивалем гордятся жители Савонлинны, а ещё своеобразными скульптурными ансамблями, постоянно действующими и открытыми недавно.

Савонлинский оперный фестиваль – самое популярное международное событие в культурной жизни Финляндии. Он длится месяц, и всё это время за ним следит вся страна. Билеты на спектакли раскупаются за полгода до открытия, а в самом городе наблюдается редкое для него явление – автомобильные пробки. Но не только этим фестивалем гордятся жители Савонлинны, а ещё своеобразными скульптурными ансамблями, постоянно действующими и открытыми недавно. Такими, например, как выставка в посёлке Керимяки неподалёку от города. Это место знаменито и тем, что здесь находится самая большая и в Финляндии и во всей Европе деревянная церковь. Подробности рассказывают  «Новостей культуры». 

В середине XIX века церковь евангелическо-лютеранского прихода в Керимяки строили всем миром – каждый житель волости мужского пола от 15 до 60 лет был обязан принять в этом участие. В результате храм может одновременно вместить 5 тысяч человек, 3 тысячи из которых могут рассесться на почти полутора километрах скамей – такова их общая длина. Такие размеры объясняются популярным в старину мнением, что церковь должна вмещать половину прихода. Сегодня в ней, кроме прихожан и многочисленных туристов, на выставке разместились 42 деревянные скульптуры финских бедняков – плоды народного творчества. Такие фигуры-копилки были предназначены для сбора подаяний для нуждающихся прихода и стояли возле стен кирхи или колокольни.

«Вот это самый старый из сохранившихся в Финляндии. Его сделал неизвестный мастер в конце XVII века. Возможно, изначально он был просто скульптурой – не для сбора денег. У него нет дырки в животе, а в руках – коробочка. Ему пришлось страдать в жизни. Это случилось в 1713 году, когда его ударил по лбу пьяный казак. Тех, кто представляет церковь снаружи, легко обидеть», - объясняет экскурсовод Алексиина Туртиаинен.

Простой кусок дерева с отверстием в центре, украшенный резьбой, со временем эволюционировал в фигуры людей. У этого просителя судьба драматическая: его сначала украли с нутром, полным денег, а потом выпотрошили и бросили в озеро. Оттуда уже его выловили и вернули на службу сердобольные крестьяне. Забавно, что ответственную работу по сбору пожертвований традиционно доверяли только мужчинам. Из 145 фигур, сохранившихся по всей стране, только одна – женская. А уникальная традиция, характерная только для Финляндии, продолжается и сегодня.

«Почти все участники этой выставки по-прежнему работают – стоят у церквей и собирают пожертвования. В среднем – около 300 евро в год. А вот это совсем новый бедняк, сделан в 2012 году. Он же самый большой. Больше 2 метра. Такому сложно отказать», - показывает Алексиина Туртиаинен.

В своеобразной скульптурной филантропии финнов можно убедиться, посетив необычный парк скульптур. Неподалеку от Савонлинны можно застать и оперных певцов, и балетных солистов, и резвящихся детей, и героев истории, и йогов в заковыристых позах. Забавные, трогательные, задумчивые, – все эти странные бетонные люди – более 500 – плод фантазии и труда Вейё Рёнккёнэна.

«Он был очень одиноким человеком, замкнутым, без семьи. Работал на целлюлозно-бумажной фабрике, а по вечерам и в отпуске из подручных средств делал эти странные скульптуры. Проволочный каркас, консервная банка для шеи, глаза – из стекла и бусин», - рассказывает сотрудник Музея скульптур Аннели Хивёнен.

Вейё Рёнккёнэн создавал свой маленький бетонный народец 50 лет. Кроме этого, увлекался спортом – плавал километрами – летом и зимой, занимался йогой. Перед тем, как сделать скульптуру йога, он фотографировал себя, чтобы лучше передать тело человека. А еще делал вырезки из балетных журналов – старался лучше понять человеческое тело. Из 500 его скульптур – примерно сотня детей, 250 – йогов. За неимением близких людей, которые могли бы стать его моделями, Вейё Рёнккёнэна чаще всего лепил человека с себя – в его парке более 200 автопортретов. Почти все герои его фантазий, собранные в парке, парные: держатся за руки, вместе радуются жизни.


Новости культуры 

Читайте также: 

В финском городе Савонлинна проходит международный оперный фестиваль

В финском городке Савонлинна продолжается международный Оперный фестиваль