В Кремле представили выставку "Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля"

03 сентября 2014 20:09
Выставка в Одностолпной палате Московского Кремля посвящена знаменитому дизайнеру Чарльзу Макинтошу.

В Одностолпной палате Московского Кремля открылась выставка, посвящённая творчеству выдающегося шотландского архитектора, художника и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша. В его, как бы сейчас сказали, резюме есть обучение в школе искусств Глазго и масса известных проектов, благодаря которым он снискал славу одного из самых ярких представителей стиля модерн в британской архитектуре. Идеальной моделью проектирования он провозгласил средневековый замок. Однако это не помешало ему с удовольствием пуститься в смелые художественные эксперименты. Рассказывают «Новости культуры».

Чарльза Ренни Макинтоша называли пророком новой эры искусства. Он автор идеи тотального дизайна, когда все элементы в едином стиле. Макинтош учитывал даже то, что находится за окном дома, в котором он работал как дизайнер. Отсюда в его интерьерах столько роз – любимые цветы в английских садах.

«Макинтош – это альфа и омега для современного представления о том, как должен выглядеть интерьер и как должна выглядеть современная архитектура и окружающее пространство, которое находится вокруг здания, и Макинтош занимался не только оформлением помещений, но его волновало, что человек увидит из окна, какой будет сад», – рассказывает директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Это часть интерьера «Хилл-хауса», особняка одного известного издателя XIX века. Макинтошу был дан карт-бланш. Работой остались довольны и заказчик, и сам автор. Дизайнер даже сделал себе точную копию. Это бюро называют произведением искусства. В раскрытом виде знатокам оно напоминает одновременно и театр кукол, и японское кимоно.

«Он использует для украшения и перламутр и витражное стекло, пластмассу и, как видите, это бюро когда в открытом виде – это еще одна отсылка к его увлечению японским искусством, которое захватывает Европу на рубеже веков», – говорит заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.

В экспозиции – предметы интерьера, которые показывают развитие стиля Макинтоша: его смещение от ар-нуво к ар-деко. Строгие и лаконичные формы разбавлены яркими графичными элементами. Такое сочетание в те годы вызывало неоднозначную реакцию у гостей особняка, в котором экспериментировал дизайнер. Даже хозяевам казалось – вышло немного тревожно.

«Неслучайно хозяйка, у которой гостил Бернард Шоу, спросила как ему спалось в этом интерьере, не пугали ли его яркие краски, на что знаменитый писатель ответил: "Нет, я не испугался, потому что сплю с закрытыми глазами". Он, конечно, шутил», – рассказывает Ольга Дмитриева.

Макинтош не только один из первых, кто начал заниматься комплексным дизайном, он еще и пионер в работе с трафаретами для оформления интерьеров. Он много работал как архитектор, правда больше до начала Первой мировой войны. Известен как график, работавший с эскизами афиш, обложек журналов, открыток и даже марок. Стиль Макинтоша узнаваемый, дизайнера часто называют «многоликим», но его визитной карточкой считается стул с высокой спинкой.


Новости культуры