Вечер памяти писателя Бориса Васильева

20 мая 2014 12:04
21 мая исполнится 90 лет со дня его рождения. Название вечеру дало одно из его наиболее известных публицистических произведений «Люби Россию в непогоду». Борис Васильев был убеждён, что искусство не должно быть утешителем, но должно учить сочувствию. Постоянно напоминал о необходимости установить приоритет культуры, которую определял как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания народа.

В Москве, в Центральном доме литераторов, накануне состоялся вечер памяти писателя Бориса Васильева. 21 мая исполнится 90 лет со дня его рождения. Название вечеру дало одно из его наиболее известных публицистических произведений «Люби Россию в непогоду». Борис Васильев был убеждён, что искусство не должно быть утешителем, но должно учить сочувствию. Постоянно напоминал о необходимости установить приоритет культуры, которую определял как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания народа. Рассказывают «Новости культуры». 

Над тем, как на экране тонула в болоте Лиза Бричкина и трагически погибали во время Второй мировой ещё четыре девушки-зенитчицы, плакал весь Советский Союз. Фильм «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева в 73-м был даже номинирован на «Оскар». Сегодня актрисы (сыгравшие одни из главных ролей) - Елена Драпеко и Ольга Остроумова - вспоминают прославившее их произведение и его автора.

Борис Васильев писал о тех, кто «В списках не значился», но знал, что «Есть такая профессия - родину защищать». Не понаслышке знал, что такое «Завтра была война» - в 17 лет пошёл добровольцем на фронт. Потом писал: «Я не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, в 43-м нарвался на минную растяжку и выжил». Редактируя его рукописи, Борис Полевой нередко на полях помечал «22». По его меркам эта цифра значила - перебор: стилистический и эмоциональный. По-другому Васильев просто не мог – его военная проза поражала откровенностью.

«У него часто зло побеждает, но он через это зло пытается оголить наш нерв. Для того чтобы дать возможность человеку остро почувствовать проблему», - объясняет председатель Союза писателей Москвы Сергей Филатов.

«Что-то неистребимое лейтенантское в Боре было. И единственное, чем бы я поправил Бориса Пастернака, который сказал это вовсе не о Борисе Васильеве, а Владимире Ленине: "Он был, как выпад на рапире". Потому что Боря был, как выпад в штыка», - утверждает писатель Алексей Симонов.

В детстве Васильев мечтал стать историком – планы круто поменяла война. Но к персонажам Древней Руси он вернулся уже на склоне лет - создал серию исторических романов о Вещем Олеге, Александре Невском, Владимире Мономахе. Тяготы писательского труда и жизненные трудности помогала преодолевать жена Зоря Альбертовна. Они познакомились во время учебы в академии бронетанковых войск, куда Васильев поступил в 43-м после контузии. На первом свидании пошли собирать цветы, а набрели на минное поле - спаслись чудом. А в 46-м поехали в ЗАГС на подножке трамвая. Вместе прожили почти семьдесят лет с разницей в два месяца. 


Новости культуры