90 лет назад родился знаменитый писатель-фронтовик Борис Васильев

21 мая 2014 11:15
К 90-летию со дня рождения Бориса Васильева сегодня в 19.30 в эфире нашего канала смотрите документальный фильм "Так, как велела совесть".

«Офицеры», «Завтра была война», «А зори здесь тихие» - без показа фильмов по произведениям Бориса Васильева невозможно представить ни один День победы. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых известных писателей-фронтовиков. После Великой Отечественной войны Васильев окончил Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. Работал инженером, испытывал танки, только в 1954-м начал заниматься литературной деятельностью, и практически сразу завоевал любовь читателей. До своего 90-летнего юбилея классик отечественной литературы не дожил всего год с небольшим. Рассказывают «Новости культуры».

В этом деревянном доме в подмосковном Солнечногорске среди сосен и яблонь почти полжизни прожил Борис Васильев. Пейзаж усадьбы в лучших традициях чеховской прозы. Кстати, именно по ней инженер по образованию Васильев когда-то учился писать. В его кабинете по-прежнему ощутим особый «васильевский мир» - рассказывает приёмный сын Пётр. Любимая колода карт: по нескольку раз в день Борис Львович раскладывал пасьянс. Здесь же его коллекция старинных предметов.

«Я помогал Борису Львовичу собирать, какой-то такой импровизированный музей получился у нас, – рассказывает Петр. – Здесь старые предметы народного быта, среднеазиатский кувшин настоящий, ранец немецкого горного стрелка…»

А рядом сундуки, в которых нерасшифрованные и незавершенные рукописи, дневниковые записи автора – их Васильев вёл с 49-го года. Такого огромного наследия хватило бы томов на пять (если не больше) – всё это предстоит перебрать. На расшифровку уйдёт не один год. В одиночку с такой работой не справиться – считает писатель-публицист и друг писателя – Леонид Жуховицкий.

«В идеале хорошо, чтобы этим занимались энтузиасты, волонтеры, может быть, учителя литературы, может быть, студенты, – считает Леонид Жуховицкий. – Ведь Бориса Васильева знают и помнят миллионы людей, я надеюсь, что среди них найдется 5 или 7 человек, кто захочет участвовать в этой работе».

Какие открытия за этим последуют, сказать не может никто. Редактор литературного журнала Союза писателей Москвы – Татьяна Кузовлева, печатала очерки и повести Васильева ещё до того, как их издавали в книгах. Вспоминает, как на склоне лет Васильев, всегда мечтавший стать историком, создал серию романов о Вещем Олеге, Александре Невском, Владимире Мономахе. И на этом останавливаться не собирался.

«Он очень хотел написать историческую повесть о Махно, – рассказывает Татьяна Кузовлева. – Он считал, что был оболган в Советской литературе в Советском таком миропонимании, что ли что это была совершенно другая личность».

Борис Васильев на всё имел свой взгляд. Считал лучшим полководцем Великой Отечественной не Жукова, а Рокоссовского. Потому что при его командовании погибло меньше простых солдат. Именно о них – тех, кто «в списках не значился», но «чья профессия - родину защищать» и написаны самые знаменитые произведения автора. Что такое «завтра была война» – Васильев видел своими глазами: в 17 лет ушёл добровольцем на фронт. Войну Васильев называл не иначе как «гигантской мясорубкой, где только разорванные артерии и смерть». Когда политуправление попросило его оставить в живых хотя бы одну героиню повести «А зори здесь тихие» – наотрез отказался.

«Так было, – говорит народная артистка РФ Ольга Остроумова. – Он ничего не приукрашивал, и это была его правда. И это, наверное, была правда о войне – смею так думать».

Главная же «зоренька» в жизни Васильева взошла в конце 43-его, тогда он встретил Зорю Поляк. С будущей женой и музой познакомился в академии бронетанковых войск, куда поступил после контузии. На первом свидании пошли собирать цветы, а набрели на минное поле – спаслись чудом. А уже в 46-м отправились в ЗАГС – на подножке трамвая. «Я стал писателем благодаря Зореньке», – говорил Васильев.

«Очень хороший поэт, с которым мы тоже дружили, Владимир Корнилов, как-то написал про жену Достоевского, и там последние строчки были что-то: “не ревновала к известности, знала своё ремесло, знала своё ремесло. Больше российской словесности так никогда не везло”. И я написал, что Корнилов ошибся, потому что он не знал Зорю Васильеву», – рассказывает Леонид Жуховицкий.

«Солнечногорский отшельник и его берегиня» – так Бориса Львовича и Зорю Альбертовну называли самые близкие, прожили вместе почти семьдесят лет, Васильев пережил супругу всего на два месяца. Не просто так писал: «Я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».

К 90-летию со дня рождения Бориса Васильева сегодня в 19.30 в эфире нашего канала смотрите документальный фильм «Так, как велела совесть».

Новости культуры