В Москве отметили международный день степа

26 мая 2014 12:30
На сцене Дома музыки зрителям представили самые разнообразные направления этого танца: от виртуозных номеров из бродвейских мюзиклов, ирландского степа до ритмов фламенко и русской чечётки.

Ведущие исполнители русской чечётки и американского степа собрались в Москве, чтобы отметить Международный день степа. Этот праздник появился 25 лет назад, и приурочен ко дню рождения легендарного танцора Билла Робинсона. В США его отмечают масштабно, например, в 2000-м году в Вашингтоне одновременно чечетку отбивали почти семь тысяч человек! В России пока гонятся за рекордами. Зато на сцене Дома музыки зрителям представили самые разнообразные направления этого танца: от виртуозных номеров из бродвейских мюзиклов, ирландского степа до ритмов фламенко и русской чечётки. Рассказывают «Новости культуры».

Именно этот танец в начале ХХ века прославил танцовщика кабаре – Билла Робинсона. Он стучал каблуками так виртуозно, что публика как будто даже не заметила темный цвет его кожи – немыслимая по тем временам толерантность. Робинсона признали родоначальником классического степа. О том, когда и как зародился этот танец – много легенд. По одной из них, степ – это ритуал древнеегипетских жрецов, поклоняющихся богу солнца Ра.

«Считалось, это первым телеграфом, грубо говоря, – рассказывает чемпион мира по степ-танцу, солист Международного центра современного танца «ВОРТЭКС» Виктор Шустов. – Потому что люди передавали информацию с помощью барабанов, потом стали использовать ноги. В 20-х годах появились ботинки».

Популярность степа росла быстро. Благодаря кино, модным салонам, бродвейским мюзиклам. Четкие ритмы и звонкий стук каблуков тогда в Америке ассоциировали с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей. В России степ впервые показали в 1907 году – на приеме в Зимнем дворце. Чуть позже – назвали буржуазным, хулиганским танцем и закрыли ему путь на сцену. Правильно отбивать чечетку российские степисты учились по западным фильмам.

Жесткий ирландский степ, где отклоняться от ритма музыки запрещено, плавный американский, где больше – импровизаций. Разновидностей чечетки сегодня масса. Ее можно танцевать под любую музыку – от русских частушек до рэпа и джаза. Ведь это – музыка ног!

«Ноги как отдельный музыкальный инструмент. Как барабаны или как бас», – говорит чемпион мира по степ-танцу, солист Международного центра современного танца «ВОРТЭКС» Тимофей Тимофеев.

Олег Федоткин – один из первых в России стал отбивать чечетку, снимался в знаменитых лентах – «Зимний вечер в Гаграх», «Прогулка в ритмах степа».

«Должны быть ноги хорошими и голова. Потому что голова должна думать все время. Чувство ритма и координация должна быть», – отмечает Олег Федоткин.

Чтобы правильно отыграть ногами, важно не только не путать пятку с носком. Здесь много технических нюансов. Желательно – дубовый пол и набойки из особо крепких и звонких сплавов. И если раньше, чтобы быть услышанными, первые степисты прибивали к подошвам монеты – пенни, сейчас – радиомикрофоны.

Новости культуры