Объявлены финалисты конкурса на разработку проекта Музея современного российского искусства

30 мая 2014 10:00
Осталось совсем немного времени до того дня, как окончательно определится судьба "Ударника", и мы узнаем, кому предстоит превратить кинотеатр советских времен в Музей современного российского искусства.

Осталось совсем немного времени до того дня, как окончательно определится судьба «Ударника», и мы узнаем, кому предстоит превратить кинотеатр советских времен в Музей современного российского искусства. Накануне были объявлены финалисты закрытого конкурса – ими стали архитектурные бюро из Японии, Германии, Бельгии. Рассказывают «Новости культуры».

Кинотеатр «Ударник» был построен в 1931 году. Эти стены до сих пор помнят выступления Клавдии Шульженко и Сергея Эйзенштейна. Здесь были впервые показаны такие картины, как «Тихий дон» и «Веселые ребята». В 90-е годы здесь вместо кино крутили рулетку. Но когда игорный бизнес официально запретили, историческое здание долгое время пустовало. Теперь же здесь будет музей современного искусства.

Стены вдоль лестниц по-прежнему увешаны агитационными плакатами в духе «Окон РОСТА». Всё также ярко светят люстры в стиле «сталинского ампира». Сохранить здание как памятник архитектуры – одно из главных требований технического задания. При этом необходимо приспособить его под нужды современного музея.

«По сути, это центр современной культуры, – отмечает генеральный директор Государственного Центра современного искусства Михаил Миндлин, – в котором должны быть представлены различные виды современного искусства – аудивизуального искусства – это и медиа-арт, и саунд-арт и визуальное искусство»

Это будет музей русского современного искусства. Отдельное место отведут под постоянную экспозицию. Имена художников, чьи работы войдут в коллекцию, уже известны.

«Мы собираемся начать приблизительно с 70-х годов, – говорит инициатор конкурса Шалва Бреус. – Это поколения Булатова, Ракитского, Орлова Олега Васильева, ушедшего от нас и двигаться к сегодняшнему».

В конкурсе приняли участие почти полсотни архитектурных бюро - после первого этапа претендентов осталось всего шесть. Из них выбрали трёх финалистов. Команда японских архитекторов заняла третье место.

«В главном зале мы предлагаем поставить гигантский черный куб, – рассказывает представитель архитектурного бюро Рио Макино. – Это будет такая галерея в галерее. А внутри тоже будут проходить выставки».

Немецкие архитекторы, как истинные любители порядка, во главу угла поставили функциональность здания. Тщательно проработали организацию движения будущих посетителей по музею.

«В силу ограниченности площади – всего шесть тысяч квадратных метров – мы предлагаем площадки-трансформеры, – поясняет представитель архитектурного бюро Стефан Браунфелс. – В один день – это выставочная зона. В другой – театр или кинотеатр, или даже место для дискотеки. А утром, например, зал для конференций»

Но лучше всех, по мнению жюри, с задачей справились бельгийские архитекторы. Они прочувствовали дух шедевра конструктивизма – начального проекта Бориса Иофана.

«Иофаном был задан футуристический импульс – раздвижной купол, – говорит представитель архитектурного бюро Пол Роббрехт. – Он, правда, раскрылся лишь один раз, когда открыли кинотеатр. Мы хотим сохранить эту авторскую идею естественного света. Там, где купол должен раздвигаться, мы установим огромный стеклянный фонарь».

В ближайшие две недели судьба легендарного кинотеатра разрешится окончательно – станет известно архитектурное бюро-победитель. «Ударник» обещают преобразовать ударными темпами – меньше чем за четыре года – к 2018-му.

Новости культуры