Выставка достижений народного хозяйства отмечает юбилей
ВДНХ отмечает 75-летие. Главный выставочный комплекс страны на три дня превратился в громадную праздничную площадку. История этого монументального памятника советской эпохи началась в 1939-м году. Тогда, чтобы принять огромное количество ударников труда, потребовалось возвести целый выставочный городок. Над ним трудились более двух тысяч архитекторов, скульпторов, строителей. В результате на карте Москвы возник город-сад – под названием «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка». Рассказывают «Новости культуры».
ВДНХ – уникальный объект. На этом выставочном пространстве главными экспонатами всегда были сами павильоны. В них основное послание – о мощи и величии страны. Теперь это памятник эпохи. Те, кто работают над обликом ВДНХ сегодня, руководствуются принципом: история без аллергии и ностальгии.
При этом история ВДНХ парадоксально мало изучена. Монографий – просто нет. Создателям выставки, посвященной истории комплекса – пришлось провести большую научную работу.
«Самая главная достопримечательность на нашей выставке – это сам павильон, – считает куратор выставки об истории ВДНХ Павел Нефедов. – Центральный павильон ВДНХ, который посетители могут сейчас видеть в таком виде, в котором его наверное никогда и не видели, потому что это пустое здание, освобожденное и от коммерческой застройки. Мы видим павильон ровно с теми архитектурными деталями, с тем декором, который сохранился. Это почти археологическое впечатление».
В этом аутентичном пространстве – мультимедийная экспозиция, воплощающая историю ВДНХ – шаг за шагом. В глубине – настоящая сенсация. Панно Евгения Вучетича. Произведение 1954 года в 60-е зашили деревянными панелями, сочли слишком помпезным. Работа пропала из виду. 90 квадратных метров – полторы тысячи фигур. Есть и узнаваемые. Физиолог Павлов. Актриса МХАТа Алла Тарасова. Такой площади – между гидроэлектростанцией и высоткой, конечно не существует. Пейзаж – футуристический.
«Это собирательный образ всего того, что, как на тот момент представлялось, может символизировать величие нашей Родины, – поясняет экскурсовод ВДНХ Елена Сюльк. – Понятно, что на тот момент большинство людей жило в бараках и коммунальных квартирах, но при этом символом богатства и величия считались высотные здания, которые тогда стали появляться в Москве».
Те, кто помнят ВДНХ с его первых дней, вспоминают: это был город в городе. Воплощение мечты о новой стране. Образ светлого будущего.
«Эта выставка – любимое место не только москвичей, но когда сюда приезжали туристы, гости они всегда старались посетить эту выставку, потому что когда они входили в этот какой-то волшебный нереальный мир красоты, дружбы, любви», – говорит народный артист СССР Владимир Зельдин.
Главное воплощение красоты на юбилейном празднике – премьера аква-хореографического спектакля. Сюжет Павла Бажова, музыка Сергея Прокофьева. Постановка – Раду Поклитару. На сцене – артисты лучших московских музыкальных театров. В роли каменного цветка – одноименной фонтан.
«Сегодня действительно некоторые люди ни разу не были на балете, они могли просто, прогуливаясь по парку, воочию посмотреть балет, – говорит заслуженный артист России, ведущий солист Большого театра Андрей Меркурьев. – Разве это не прекрасно, не оригинально? Я думаю, что нужно это продолжать так делать – на траве, на асфальте, везде».
Искусство в массы – одна из концепций обновленного ВДНХ. Еще недавно прямо здесь росли кусты. Амфитеатр стоял в руинах. О площадке, на которой когда-то выступал Утесов – не знает целое поколение.
«Но наши родители, бабушки и дедушки прекрасно знают об этом месте, – отмечает генеральный директор ВДНХ Владимир Погребенко. – Мы считаем, что сегодня исторический момент, когда в кратчайшие сроки, за три месяца этот объект был восстановлен».
Ориентиры для обновленного ВДНХ – спорт, развлечения, образование. В больших масштабах. Во время празднования, организаторы ожидают около миллиона посетителей в день.
Новости культуры