Об удивительной судьбе Никиты Толстого рассказывает новая экспозиция в Толстовском центре

26 июля 2013 11:26
В Москве открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения правнука Льва Толстого – Никиты. "Гимназист, солдат, академик" – такое название получила экспозиция.

В Толстовском центре на Пятницкой, 12 открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения правнука Льва Толстого – Никиты. Родился он в городе Вршац, на территории нынешней Сербии, в семье морского офицера. Семья эмигрантов бедствовала, но смогла дать сыну блестящее образование – в русско-сербской гимназии в Белграде. «Гимназист, солдат, академик» – такое название получила экспозиция. Рассказывают «Новости культуры».

«Хочу воевать, как мой прадед воевал под Севастополем», – написал Никита Толстой в октябре 44-го в своем заявлении, вступая добровольцем в Красную Армию. Простым солдатом-артиллеристом Толстой участвовал в боях в Австрии и Венгрии. «Севастопольские рассказы» не написал, зато регулярно отправлял письма с фронта своей тете, Анне Ильиничне.

«Эти 27 писем очень интересны с разных точек зрения, – рассказывает вдова Н. И. Толстого Светлана Толстая. – Здесь очень хорошо видно, как он вообще воспринимает жизнь. Он очень любил русскую литературу, он много рассуждает о судьбах русской поэзии – пойдет ли она по линии Блока, или Есенина, или Гумилева. И вот эти рассуждения о судьбах русской поэзии и литературы составляют большую часть этих писем».

По окончании Второй мировой, Никита вместе с другими эмигрантами - внуками и правнуками Льва Николаевича, написал письмо Сталину с просьбой позволить им вернуться в Россию. Вот документы, дающие право на въезд первым советским репатриантам – Толстым. Оказавшись в Москве, Никита Толстой поступил на филологическое отделение МГУ без экзаменов.

«Мой папа поступил в университет, пока спал, – рассказывает куратор выставки, дочь Н.И.Толстого Фекла Толстая. – Дело в том, что фронтовиков брали без экзаменов. Он опоздал немножко на поступление и прилетел в Москву 11 сентября и лег спать, и три дня спал, так как больше всего на фронте ему хотелось спать. В этот момент его дядя, профессор университета, пошел к ректору и попросил опоздавшего фронтовика записать, и ему пошли на встречу».

Славистика и филология стали его судьбой. В этом кабинете Толстой напишет сотни работ по истории славянских языков и задумает собственную этнолингвистическую научную школу. В своих исследованиях он использовал материалы, собранные в экспедициях в Полесье.
«Никита Ильич считал, что Полесье может быть понято, как модель праславянского состояния, – говорит Светлана Толстая. – И вот с этой точки зрения Полесье было очень важно, потому что там созрел замысел создать словарь славянских древностей, который стал делом жизни Никиты Ильича, последних десятилетий, и завершался уже после его смерти».

Сейчас работу научной школы, созданной Никитой Толстым, продолжают его ученики и последователи. Те, кто работал с ним, вспоминают, что Никита Ильич был человеком долга и чести и воплощал в себе лучшие традиции русской интеллигенции.

Новости культуры