"АрхСтояние - 2013": между телесным и вечным

30 июля 2013 13:20
В деревне Никола-Ленивец Калужской области подошел к концу трехдневный фестиваль «АрхСтояние». В этом году инсталляции, перформансы и архитектурные объекты были объединены темой «Выход из леса».

В деревне Никола-Ленивец Калужской области подошел к концу трехдневный фестиваль «АрхСтояние». В этом году инсталляции, перформансы и архитектурные объекты были объединены темой «Выход из леса».

C 2012 года территория парка Николо-Ленивец развивается как центр «природно-творческого кластера», площадь которого составляет 600 га и включает в себя несколько деревень. По словам продюсера фестиваля Юлии Бычковой, это дает возможность сохранить уникальный природный парк, над которым авторы и участники фестиваля работают уже много лет.

Первоначально задуманный как фестиваль архитектурный объектов, «АрхСтояние» уже несколько лет  экспериментирует с проектами на грани архитектуры и перформанса. B 2013 году фестиваль «АрхСтояние» также представляет парк впечатлений, продолжая линию «архитектура без архитектуры», заявленную в 2009 году.  На территории парка появилось 18 новых проектов, но не архитектурных: в этом году под наблюдением кураторов фестиваля Антона Кочуркина и художника Кати Бочавар балом правят художники. Они работают в уже заданных рамках существующих архитектурных объектов, наполнив их новыми звуками, светом, словом и личным присутствием. Хорошо ли это? Дело вкуса, но основатель «АрхСтояния» Николай Полисский все же сетует: «К сожалению, стали появляться объекты, которые не в полной мере соответствуют идее лэнд-арта. Они могли бы быть где угодно, и скорее в любом городе, например, в Москве. Для этого не нужно ехать в парк "Угра" за 200 километров от столицы. "АрхСтояние" было современным экспериментом в садово-парковом искусстве. И лучшие постройки прошлых лет собираются в единый продуманный ансамбль».
«На самом фестивале в этом году у нас появилось несколько объектов городской типологии: фонтан, библиотека, кинозал», - говорит куратор фестиваля Антон Кочуркин.

Тем не менее, каждый, кому посчастливилось оказаться на территории «Угра» в минувшие выходные, не остался равнодушен к происходящему. Кому-то удалось найти время, чтобы посидеть на высоком белом стуле под зонтиком посреди гречишного поля и почитать (была развернута «Полевая читальня»). Кто-то пробежался по батуту «Скорая тропа», случайно став очевидцем звукового перформанса Владимира Раннева (Санкт-Петербург) и Дины Хусейн (Москва - Париж). На Аллее Трясогузок своими руками можно было запустить гигантские шумелки кинетической саунд-инсталляции художника Петра Айду - его «ЗОВ» позволял услышать шум моря, ветра и проливного дождя. Свои машины Петр Айду сделал по тому же принципу, который использовали в театре, создававая за кулисами различные звуки... Можно было почитать и послушать стихи во время выступления актеров МХТ имени Чехова в «Ротонде» Александра Бродского (поэтический перформанс «СтихиЯ» Юрия Квятковского и Марины Брусникиной). Прогуливаясь по аллеям можно было наткнуться на  «секретик» Оли Кройтор - обнаженная художница лежит под стеклом сама, так выглядит ее работа «Без названия». Перформансы Оли - элегическое жертвоприношение зрителю.

Одной из основных направляющих фестиваля был «Выход из леса» автора уникального стиля «семиотика тела» Валентина Цзина. Цзин - режиссер, актер, художественный руководитель Poema Theatre, объединивший физический театр, современный танец и буто. Под лесом, по словам Валентина Цзина, подразумевается скорее личная рефлексия, а под выходом - обращение к коммуникации. И, как прояснил режиссер, выход находится даже не в нас самих, а где-то между телесным и вечным. Вечное выходило на зрителей с помощью сотни босых танцоров, в течение двух дней марширующих по всей территории фестиваля. 

В кажущемся хаосе происходящего в Николо-Ленивце, как ни странно, была своя система: все объекты и перформансы подчинялись ритму, который задавала падающая с высоты 14 метров огромная стальная гиря. Каждые полчаса гулким эхом разносился по всему Николо-Ленивцу мерный стук. Это «Сотрясение» немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка - основное событие фестиваля. Автор таким образом старался показать столкновение двух сфер - «рукотворной и земной, превратить потенциальную энергию в кинетическую, чтобы ощутить движение того, что обычно находится в покое».

Фестиваль «АрхСтояние – 2013» окончился лишь номинально. Его продолжением станут различные летние программы, а ландшафтные и архитектурные объекты национального парка «Угра» никуда не денутся. Некоторые из них уже пережили не одну зиму, как «Павильон из шишек», или «Площадка для наблюдения за облаками», а некоторые появились только в этом году, например, «Бобур» Николая Полисского. 

«Как стать участником «АрхСтояния»?», - интересуются многие начинающие архитекторы и художники. Специально для них был объявлен тендер «Николин Бельведер». В этом году победителем конкурса стал филиппинский архитектор Ройс Ничдао, который предложил дизайн-проект «Под юбкой большого брата/ Зеркало». По задумке организаторов конкурса, этот проект должен был быть частью «Архстояния – 2013», но он оказался технически очень сложным, поэтому было принято решение перенести его на будущий год.
«Объект представляет собой подвешенное на высоте зеркало линзообразной формы. Повороты зеркала и взгляды на него под разными углами  открывают панорамный вид на местность таким образом, что каждый зритель видит себя в контексте окружающего ландшафта. А вообще выбрать лучшего из 227 проектов, которые привезли из 35 стран мира, было совсем непросто. Но именно работа филиппинцев, как нам показалось, – как нельзя лучше сможет подчеркнуть в архитектурном плане то, что уже есть в Никола-Ленивце», - пояснил куратор «АрхСтояния» Антон Кочуркин. 

Ирина Курбанова
tvkultura.ru