Объявлены победители Премии Кандинского
В кинотеатре «Ударник» были объявлены победители самой авторитетной премии в области современного искусства – Премии Кандинского. Номинаций в этом году было две – «Проект года» и «Молодой художник». В каждой – по три претендента на награду. Чьи работы показались авторитетному жюри наиболее достойными - выясняли «Новости культуры».
Церемония награждения лауреатов Премии Кандинского – одно из самых долгожданных культурных и светских событий года. Его стараются не пропускать, разговоры о нем начинаются еще в сентябре, когда организаторы публикуют лонг-лист. Вокруг шорт-листа премии этого года не было ожесточенных споров, призывов бойкотировать премию, как это бывало раньше. Со списком претендентов, конечно, много несогласных, считающих, что состав номинатов не очень сильный. Есть и те, кто убежден, что громких, новаторских проектов в этом году вообще не было.
Большинство следящих за премией не сомневались, что в номинации «Проект года» посмертно наградят художника Владислава Мамышева-Монро, в этом году погибшего на острове Бали, однако его имени в шорт-листе не оказалось. Как и Айдан Салаховой - ей тоже прочили победу – после ее успешного проекта, посвященного женщинам Востока в московском Музее современного искусства. Перед началом церемонии гости обсуждали претендентов, делали ставки, оказалось, у каждого художника – целая арт- армия болельщиков.
В жюри Премии Кандинского этого года - семь человек. Среди них и такие крупные игроки на российской арт сцене, как Ольга Свиблова и Василий Церетели. Организаторы премии всегда приглашают и зарубежных экспертов - каждый раз новых. «У меня несколько критериев выбора, - говорит член жюри премии Дэвид Торп. - Это актуальность, то, как глубоко раскрывает художник тему».
Церемонию награждения начали не с перформанса – с лекции, посвященной «Черному квадрату» Малевича, которому исполняется сто лет, дата «1913 год» стоит на обороте холста, изображающего квадрат. Продолжили видеоартом - посвящение Владиславу Мамышеву-Монро.
Первым назвали имя лучшего «молодого художника». На премию в размере 10 тысяч евро претендовали Надежда Гришина, Евгений Гранильщиков, Тимофей Парщиков. Ее разделили два последних номинанта. Парщиков объектом для стеба выбрал квазиантичные статуи, а точнее приверженность к китчу богатых, но бедных, когда дело касается вкуса. Евгений Гранильщиков снял видео, почти кино -22 минуты. Классический постмодернистский трехканальный видеоарт – устами героев высказал свою «Позицию», состоящую в основном из умных цитат поэта футуриста Сергея Третьякова, из фильмов Антониони и Бертолуччи на тему политики. Получив премию, художник Гранильщиков объявил, что уходит в кино. «Я уже работаю над новым фильмом, уже написал сценарий….», - добавил он.
Проект года оценен в 40 000 евро. Тройка финалистов – Анна Желудь, Ирина Нахова и арт-группа «Recycle». Шансы на победу были у каждого, но жюри решило что самая достойная работа – «Без названия» Ирины Наховой. Ее работа о личном, травмах. Прошлом. Художник использовала семейный архив, вспомнила расстрелянного в 39-м деда, свою маму, которая теряя память, обводила на фотографиях лица, тех, кого еще помнила. Нахова сместила акцент с коллективной на индивидуальную память - как залог сохранения истории отдельно взятой семьи. А в целом - родной страны, в которой сама художница, кстати, бывает редко - Нахова много лет живет в Америке.
«Я никогда ничего не жду, это мой девиз. Но премии я очень рада», - призналась победитель в номинации «Проект года» Ирина Нахова.
Так как бурных дискуссий вокруг претендентов в этом году не было, то и после церемонии жарких споров никто не услышал. Только поздравления – в адрес победителей, и слова благодарности устроителям премии за поддержку российского актуального искусства – сегодня оно в этом нуждается.
Новости культуры