Критика чистого разума на сцене театра имени Маяковского
Премьеру спектакля «Кант» представляет театр имени Маяковского. Создатели постановки – драматург Марюс Ивашкявичюс и режиссёр Миндаугас Карбаускис. Оба – литовцы, они называют себя «соседями» великого философа. А раз соседи – значит, единомышленники. Но утомлять неподготовленную публику обилием философских терминов в Маяковке не намерены. Рассказывают «Новости культуры».
На классической сцене – замысловатая конструкция. Сложность формы – от непростой задачи. Ведь драматург Марюс Ивашкявичюс взялся изобразить титана – самого Иммануила Канта.
«Кант часто упоминал про то, что ему хотелось бы, чтобы кто-то, кто владеет хорошо пером, перевел все то сложное, что он написал, на человеческий язык, – говорит Марюс Ивашкявичюс. – То есть, чтобы он стал понятен».
Чтобы во всем разобраться, драматургу пришлось обращаться за консультациями к профессиональным философам и историкам. Чтобы показать Канта с человеческим лицом – авторы избрали развлекательный жанр.
«Без смеха мы не обходимся в этой пьесе, – рассказывает Миндаугас Карбаускис. – Это легкая рука Мариуса – и она написана очень легко. Конечно, там есть философия, но по мне – это комедия. Чистой воды комедия. Но очень умная».
У Канта – традиционный обед с гостями. Хотя в этой комнате запрещено думать и говорить о работе, беседа все-таки переключается на высокие материи. Слишком весомый повод – выдалась странная осень. Птицы не улетают, яблоки не падают, часы не идут.
Вопрос – перечитывал ли для спектакля «Критику чистого разума» – исполнителя роли Канта Михаила Филиппова умиляет. Говорит, слишком хорошо обо мне думаете – эту книгу вообще в руках не держал.
«Единственное, что я понял, что колоссальная ответственность лежит на российском актере, играющем роль Канта, – признается Михаил Филиппов. – Потому что я понял, что Кант для нас, для России – ну, мы страна вообще загадочная, как мы все знаем, – какая-то удивительная культовая фигура. О Канте говорят даже водопроводчики».
Поймут ли водопроводчики замысел спектакля? Удержались ли авторы на грани между тонким юмором и несчитываемым витиеватым посланием залу – вопросы, конечно, философские. Но как минимум одну важную мысль сценический Кант до зрителей донес – смех улучшает пищеварение.
Новости культуры