К 120-летию Аркадия Пластова в столице открылась выставка "Плащаница Вселенной"
Аркадий Пластов был признан классиком советского искусства ещё при жизни. Многие из нас писали в школе сочинения по его работам. Но было бы неверно воспринимать художника исключительно как официального живописца, уверены кураторы выставки, которая открылась в Галерее искусств Зураба Церетели. Она называется «Плащаница Вселенной», и приурочена к 120-летию со дня рождения народного художника СССР. Аркадий Александрович происходил из рода симбирских иконописцев, и сам когда-то готовился принять сан. Любовь к реалистичному изображению, работе с натуры проявилась в его творчестве позже. Экспозиция выставки составлена из работ, хранящихся в семейном архиве художника. Рассказывают «Новости культуры».
Картины Аркадия Пластова напоминают живописные фотографии. Мастер будто писал не только красками, но и светом. На его полотнах время не остановилось, люди продолжают пахать, жать, сеять… Жизнь русской деревни – была для него главной темой. Сейчас произведения Аркадия Пластова хранятся в семейном архиве.
«Не было дня, чтобы я не пересматривал эти работы, не переквалифицировал, сортировал, какие-то исследования, – говорит куратор, внук художника Николай Пластов. – Ведь, к сожалению, Аркадий Александрович не всегда подписывал свои работы, когда он их сделал. И приходится буквально сравнивать холст, линию обреза, чтобы сопоставить. Он очень многообразен».
Одни из самых ценных экспонатов здесь под стеклом. Рабочие альбомы художника публике показали совсем недавно. Правило делать наброски в блокноте у Аркадия Пластова появилось еще в студенческие годы, в Строгановке. С тех пор, он повсюду возил с собой альбом с карандашами.
«Для нас это тоже кладезь информации, так или иначе, все его картины, все замыслы, так или иначе отражены в этих альбомах, – отмечает куратор Татьяна Пластова. – Вообще, Аркадий Александрович, даже этюды никогда не выставлял, он считал, что это в то время это было дурным тоном выставлять этюды, выставлять нужно законченные произведения».
В экспозиции – иллюстрации к поэме «Мороз, Красный Нос». Творчество Некрасова было особенно близко и понятно Пластову. Среди акварельной серии выделяются православные сюжеты. Делать зарисовки в церкви во время службы Аркадий Пластов не мог себе позволить, поэтому писал картины по памяти уже дома.
«Только одна работа не попала по цензурным соображениям в издание 49 года, – рассказывает Татьяна Пластова. – Это работа “Венчание”. Пластов не мог пройти мимо этой темы. У Некрасова есть такие строки: “С рабом повенчаться”. И он изобразил это венчание в старой Прислонишенской церкви. В церкви, которой строил его прадед».
Аркадий Пластов всегда говорил, что настоящему художнику нужно научиться наблюдать, пристально вглядываться в мир, людей, добиваться, чтобы картина становилась живой.
Новости культуры