В Царицыне - экспозиция «Эмиль Галле: стеклянная рапсодия»

06 февраля 2013 12:16
Литератор и философ, художник и дизайнер, Галле был необычайно одарённым человеком. Но всемирного признания достиг благодаря тому, что сумел познать душу стекла. В свою очередь, в этом ему помогли отличные знания ботаники, зоологии, истории и увлечение изобразительным искусством Японии и Китая.

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Эмиль Галле: стеклянная рапсодия». Литератор и философ, художник и дизайнер, Галле был необычайно одарённым человеком. Но всемирного признания достиг благодаря тому, что сумел познать душу стекла. В свою очередь, в этом ему помогли отличные знания ботаники, зоологии, истории и увлечение изобразительным искусством Японии и Китая. Из мастерской, основанной Галле в Нанси, вышла целая плеяда талантливых художников. А словосочетание «стекло Эмиля Галле» стало культурно-художественным понятием. Рассказывают «Новости культуры». 

Бесконечные орнаменты из растений – невзрачные чертополохи и папоротники, прекрасные орхидеи – они одинаково изящно смотрятся на изделиях Эмиля Галле. В таком объеме перед публикой эта коллекция предстает в первый раз и в последний – совсем скоро экспонаты станут лотами на аукционе.

«Когда что-то красивое видишь, так хочется людям показать и рассказать, чтобы они тоже разделили радость эту. Это эмоции любого нормального человека», - уверен коллекционер Сергей Юнин.

Эти простые стеклянные формы могут стать украшением любой музейной коллекции. Ранний Галле настолько редок, что, к примеру, вазу с драконом многие ценители антиквариата увидели здесь впервые за последние тридцать лет. Ее Галле делал своими руками – об этом свидетельствует и авторская подпись. Или - голубая ваза с хризантемой – яркий пример того, как декор диктует форму.

«Галле – человек-оркестр. Он изобрел свою собственную технологию. Конечно, на базе существующей. Это технология многослойного стекла с последующей резьбой. Он использовал массу разных методов, чтобы достичь такого живописного эффекта», - объясняет Елена Долгих.

Техника, разработанная Галле, уже применяется. Но приемы, которыми пользовался мастер, до сих пор не разгаданны. Сегодня он известен не просто как художник – как создатель школы французского стекла эпохи модерн. Миниатюрные работы фирмы братьев «Доум» - как продолжение стиля Галле. Здесь же – маленькая чашечка Аржи Руссо, созданная в старинной технике, известной еще со времён древнего Египта. Такие даже на антикварном рынке встречаются редко.

«В нашем собрании тоже есть предметы стекла Галле и того, что связано с кругом Галле. Поэтому для нас это своя, родная тематика. Если мы имеем возможность показать ее более расширенно, невозможно не воспользоваться таким случаем», - считает заместитель генерального директора по научной работе «Царицыно» Ольга Докучаева.

Около ста экспонатов – единичные экземпляры и изделия массового производства – все они возвращают к началу прошлого века и к «натуре», которую так любил Галле. Он мог часами наблюдать за природой – цветами, деревьями, насекомыми. Потом – переносить их образы на стеклянные формы. Эта красота увековечена в хрупких вазах и флаконах.

 

Новости культуры