Ирина Антонова рассказала о проектах нового сезона в Пушкинском музее
После плодотворно проведенного юбилейного для Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина года музей не намерен "сбавлять обороты". Его директор Ирина Антонова рассказала о проектах на новый сезон.
"Как и всегда, у нас большие планы по сотрудничеству с зарубежными собраниями, - начала Ирина Антонова. - В Японии мы покажем нашу коллекцию французской живописи XVII - XX веков. С марта-апреля публика в городах Йокагама, Нагойя и Кобе увидят 60 произведений как импрессионистов Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Анри Матисса, так и работы Никола Пуссена, Франсуа Буше и других". Еще одним масштабным проектом станет выставка польских плакатов XIX - XX веков, которая уже с успехом прошла в Пушкинском музее, а теперь переедет в Варшаву, и затем в Закопане.
По словам Антоновой, музей будет участвовать в выставках за рубежом отдельными произведениями. Артефакты ГМИИ будут предоставлены в 18 выставочных центрах - Аугсбурге, Вене, Брюсселе, Монпелье, Париже, Руане, Флоренции. Так, картина Пикассо будет выставлена в художественной галерее института Корто в Лондоне. Полотно Валантена де Булонь, французского художника эпохи барокко, увидят ценители прекрасного в Палаццо Венециа в Риме. Несколько экспонатов будет показано на выставке "Пикассо, Брака, Леже и международный язык кубизма" в Комплексе Витториано в Риме и в экспозиции "Отражение цвета. Импрессионизм на поверхности воды" в Руане.
"ГМИИ также участвует в выставочном проекте, который откроется в имении знаменитого британского собирателя XVIII века Роберта Уолпола Хоутон-холле", - отметила директор. Уолпол, который считается первым премьер-министром Великобритании, собрал, как тогда считалось, лучшую картинную галерею в Англии. Однако художественное собрание Хоутон-холла было продано Екатерине II, которая положила его в основу создаваемого ею Эрмитажа. Позднее часть артефактов оказалась в коллекции Пушкинского музея. Британские коллеги ГМИИ реконструируют собрание Уолпола в его доме.
"На выставку немецкого изобразительного искусства в Лувре, которая открывается в марте, мы предоставим картину Каспара Давида Фридриха, одного из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии, - продолжила Антонова. - А знаменитая картина Ван Гога "Прогулка заключенных" поедет в музей в Амстердаме на смотр "Ван Гог за работой".
Пушкинский музей продолжит знакомить российскую публику с итальянскими собраниями. "Буквально несколько дней назад была достигнута договоренность о проведении в конце июня выставки шедевров Тициана в ГМИИ, - поделилась Антонова. - До этого, в марте, произведения мастера будут показаны в Риме". Московская публика увидит около 14 работ итальянского живописца. В Москву приедет одна из лучших его работ - "Даная" - из собрания Национального музея Каподимонте в Неаполе, знаменитая "Флора" из Галереи Уффици и другие.
"Мы рассчитываем начать работу и с музеями России, - продолжила директор. - Подготовлено несколько программ, однако из-за вопроса финансирования, который на сегодня не решен, сложно говорить о сроках их осуществления". У музея имеется договоренность показать картины Рокуэлла Кента в Ульяновске, гравюры Дюрера в Калининграде.
Отдельно Антонова рассказала о научных планах музея. По ее словам, "наряду с круглыми столами, конференциями и лекциями, мы намерены написать и издать двух-трехтомную историю коллекционирования в России на примере нашего собрания". "Работа над книгами займет около трех лет, а в итоге, я полагаю, мы получим сводную монографию, которая осветит труд собирателей искусства", - поделилась планами директор.
Ирина Антонова не оставила без внимания вопрос о планах музея по пополнению коллекции. "Они всегда существуют, - уверенно сказала она. - В ГМИИ постоянно работает закупочная комиссия. Совсем недавно, при помощи финансировании Министерства культуры, мы приобрели картину голландского мастера Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля-младшего "Крещение Христа". Полотно, датирующееся 1620-ми годами, уже висит в зале фламандской живописи музея".
Антонова пояснила, что музей не покупает произведения искусства с аукционов. Основными источниками пополнения являются дары, приобретения через Попечительский совет, с помощью спонсоров; систематически выделяет деньги Министерство культуры. Так, недавно один из российских коллекционеров преподнес в дар музею подгрудный мужской портрет, написанный Валентином Серовым в 1900 году. На картине изображен Александр Сапожников, чей отец был душеприказчиком Павла Третьякова.
Директор рассказала и об актуальном для ГМИИ вопросе по реконструкции музея. "В конце 2012 года была подписана новая редакция постановления по развитию и реконструкции с уточнением сроков, - сказала она. - Дело идет, хотя не так быстро, как хотелось бы. Уже проделана большая работа по проведению коммуникаций всего музейного городка. В мае этого года мы вводим в строй новое здание - один из корпусов дома 8 на Волхонке, который стал частью Музея личных коллекций и будет использоваться как еще одна выставочная площадка ГМИИ".
Однако, по словам Антоновой, недопустимо медленно решаются вопросы утверждения архитектурной концепции "музейного городка", необходимого изменения системы руководства строительством, не прекращаются попытки осложнить имущественные проблемы по некоторым из домов, уже давно переданных ГМИИ. "Мы постоянно испытываем торможение в принятии решений вышестоящих инстанций, - продолжила Антонова. - Это при том, что уже год назад были даны ясные и твердые указания президента России ускорить работы на нашем объекте. Мы не прекращаем свои усилия и надеемся, на понимание вопроса необходимости ускорения процесса развития одного из самых знаменитых и известных во всем мире российского музея".
ИТАР-ТАСС