Кантата «Кармина Бурана» прозвучала в Доме музыки

07 февраля 2013 10:50
Современные музыковеды расписываются в неспособности объяснить феноменальную популярность этой кантаты. Но соглашаются, что её исполнение любого дирижёра делает одновременно и режиссёром. В этот вечер в Московском доме музыки эту функцию исполнил британский маэстро Бенджамин Эллин.

Закончив работу над очередным опусом, немецкий композитор Карл Орф написал своему издателю: «Всё, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается моё собрание сочинений». Название кантате Орфа дал рукописный сборник поэзии вагантов, составленный на рубеже XIII-XIV веков. После премьеры – 8 июня 1937 года – нацистская комиссия объявила «Кармина Бурана» «нежелательным произведением». Современные музыковеды расписываются в неспособности объяснить феноменальную популярность этой кантаты. Но соглашаются, что её исполнение любого дирижёра делает одновременно и режиссёром. В этот вечер в Московском доме музыки эту функцию исполнил британский маэстро Бенджамин Эллин. Рассказывают «Новости культуры». 

«О,Фортуна», «повелительница мира», - в её честь слагают стихи, ей посвящают философские трактаты. Она – главное действующее лицо музыкальных экзерсисов, среди которых и знаковое произведение Карла Орфа «Кармина Бурана».

«Это очень популярная композиция Орфа, начало кантаты знает каждый. Здесь нужно быть осторожным, тщательно выверять баланс между оркестром, солистами и хором. Я не в первый раз дирижирую кантатой и каждый раз в восторге от этой музыки», - говорит дирижер Бенджамин Эллин (Великобритания).

Солистка театра «Новая опера» Эльвира Хохлова наслаждается первыми аккордами «Кармины Бураны» из своей гримерки. Говорит, люблю больше слушать эту музыку, чем ее исполнять.

«Современность и история. Это такой калейдоскоп - и музыкальный, и текстовой», - отметила сопрано, солистка театра «Новая опера» Эльвира Хохлова.

По словам певицы, первоначально Орф планировал написать для 3 женских голосов, однако финансовые возможности не позволили воплотить этот замысел, и композитор соединил все три партии в одну. Этим объясняются и тесситурные неудобства, и многоплановость образов.

Очарован этой музыкой и коллега Эльвиры по театру – Александр Богданов. Рассказывает, композиции XX века вызывают в нем отторжение, однако это сочинение Орфа – приятное исключение.

«Музыка эта мне нравится – первое впечатление - самое верное. У меня один номер, знаете, один из сложнейших, там занебесные ноты, но пока справляюсь», - признается тенор, солист театра «Новая опера» Александр Богданов.

А вот у солиста Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – Андрея Батуркина – в этой кантате – сразу 4 разных персонажа.

«Есть лирическая часть, есть грубая, «В Таверне» есть разные по характеру, я пытаюсь их сделать разными», - объясняет баритон, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Батуркин.

В «Бойернских песнях» Андрей Батуркин - и певец весны, и романтический влюбленный герой, и мрачный монах. На создание шедевра Орфа вдохновили, как он сам выразился «захватывающий ритм и картинность стихов». Латинские тексты, звучащие со сцены, нашему современнику не понятны. Но язык живописных образов не требует перевода. Режиссёры вечера с помощью современных технологий развили мысль композитора, соединив музыку с видеопроекциями полотен Боттичелли, Босха, Брейгеля.

Новости культуры