На киносмотре "Московская премьера" назвали имена победителей и вручили награды

09 сентября 2013 10:52
"Московская премьера" отдает должное не только новому кино. В день закрытия спецприз оргкомитета был вручен фильму, созданному полвека назад.

Программа фестиваля «Московская премьера», по мнению его организаторов, являет собой пример афиши хорошего кинотеатра. В ней есть всё – экстрим, арт-хаус, семейное кино... Показы по традиции завершаются вручением наград. Но «Московская премьера» отдает должное не только новому кино. В день закрытия спецприз оргкомитета был вручен фильму, созданному полвека назад. Рассказывают «Новости культуры».

В этот вечер все внимание приковано к режиссеру Марлену Хуциеву и его картине «Застава Ильича». На Московской премьере ленте присужден особый приз – «фильм эпохи». Киноповесть о молодежи шестидесятых, снятая тогда же, попала на экраны намного позже, став символом оттепели.

«Ромм приехал на студию посмотреть картину еще до всяких неприятностей, – вспоминает Марлен Хуциев. – И он вышел после этого, долго курил и молчал. Наконец, после большой паузы, он мне сказал слова, дорогие слова, которые я помню всю жизнь, и которые мне помогают сохранять в трудных ситуациях силу воли. Он мне сказал, посмотрев картину: “Марлен, вы оправдали свою жизнь”».

Те, кто работал над этим фильмом вышли на сцену. Рассказывали, как проходили съемки, вспоминали тех, кого уже нет. Для Марианны Вертинской «Застава Ильича» стала второй лентой, в ней она снялась, будучи студенткой.

«Там же замечательные диалоги у Шпаликова, – говорит Марианна Вертинская. – Один другого перебивает, в кино этого не было. И вот, как снимала оператор Мрагарита Пилихина: она снимала половину сцен с плеча, с камеры. Это был нонсенс у нас в кино. Она замечательно это сделала».

Картина ломала привычные стереотипы. Бросала вызов эстетике официозного искусства. О том, как трудно пробивалась она на экран, рассказывал Станислав Любшин.

«Четыре года мурыжили, оскорбляя, унижая Марлена Хуциева жестокой критикой, – рассказывает Станислав Любшин. – Хотя фильму была присуждена в Венеции премия, вместе в Висконти Марлен Мартынович разделил приз».

Сегодня у фильмов, которые выбиваются из общего ряда, есть шанс не только дойти до зрителя, но и завоевать высокую награду. Гран-при Московской премьеры в этом году получила лента Дмитрия Тюрина «Жажда». Приза за лучшую женскую роль удостоена Виктория Исакова. Она сыграла Марину Цветаеву в фильме «Зеркала». Лучшая мужская роль у Алексея Шевченкова, за образ Иуды в одноименном фильме Андрея Богатырева.

Новости культуры