Музыкальное путешествие во времени на «Туманный Альбион»

17 сентября 2013 10:14
В Большом зале консерватории легендарный дирижер Геннадий Рождественский открыл второй цикл концертов из триптиха, посвященного неизвестной музыкальной территории Британских островов. Музыка заявленных в программе композиторов на протяжении нескольких десятилетий оставалась по ту сторону «железного занавеса». Теперь и российские слушатели открыли для себя творчество английских современников Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

Путешествия во времени на «Туманный Альбион». В Большом зале консерватории легендарный дирижер Геннадий Рождественский открыл второй цикл концертов из триптиха, посвященного неизвестной музыкальной территории Британских островов. Музыка заявленных в программе композиторов на протяжении нескольких десятилетий оставалась по ту сторону «железного занавеса». Теперь и российские слушатели открыли для себя творчество английских современников Стравинского, Прокофьева и Шостаковича. Рассказывают «Новости культуры». 

На его репетициях царит демократия. Маэстро с отменным чувством юмора может не только показать, как исполнить сочинение, но и рассказать о нем: ораторского таланта – ему не занимать. Искусный сказитель с Олимпа спустился давно – возвышаться над людьми не привык, обходится без подиума – у каждого оркестранта хочет видеть глаза. Эти – преданные - в зрительном зале наблюдают за маэстро много лет. Супруга Геннадия Рождественского – известная пианистка Виктория Постникова - старается не пропускать его репетиции.

«Стараюсь, конечно, когда могу всегда, но часто они проходят совместно, это – неудивительно, а на генеральной, во всяком случае, когда мне удается – конечно, да», - добавляет Виктория Постникова.

Три часа репетиции – на одном дыхании. Программа – уникальная: сочинения английский композиторов XX века в России – ранее не звучали.

«Если в прошлом году не было главного героя, то в этом году – есть, это Майкл Типпетт с его 4-мя симфониями», - отметил дирижер, народный артист СССР Геннадий Рождественский.

Его концерты превращаются в настоящие спектакли, где главным персонажем, помимо музыки, является он сам. Одного амплуа ему явно мало, поэтому на сцене он – настоящий режиссер своего спектакля: сценарист, актер, чтец.

Его таланту рассказчика позавидовали бы многие: он умеет говорить о музыке по-настоящему интересно. В интерпретациях маэстро всегда есть место шутке. Устав от некорректного поведения зрителей, в Первой симфонии Майкла Типпетта ввел систему обозначения окончания сочинения.

«Вот видите, он вам покажет 14 жетонов. Когда он будет подходить к концу, настроение ваше будет улучшаться, после 14-го удара можете идти в буфет!», - говорит дирижер, народный артист СССР Геннадий Рождественский.

Впрочем, вопреки ожиданиям маэстро, публика на знаки внимания не обращала. Впервые Рождественский исполнил её в 82-м, в Лондоне на репетиции присутствовал сам автор.

Дополнением к симфонии Майкла Типпетта стала музыка Густава Холста. Ее анонсирование потребовало задействовать ресурсы аппаратной: многие иллюстрации шли в записи. Одно из знаковых сочинений Холста - «Планеты» - определило судьбу композитора. Став хитом, оно звучало на улицах, его музыку использовали в рекламе сигарет. Холст до конца дней своей жизни остался заложником штампа: композитор одного сочинения. Тайны английской музыкальной жизни прошлого столетия Геннадий Рождественский открывал неторопливо, обстоятельно. И, по законам жанра, приберег несколько загадок. Для следующего концерта.
 

Новости культуры